|
|
|
|
|
|
|
Л. ЛУНЦ
ПОЧЕМУ МЫ СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ
I.
«Серапионовы братья» - роман Гофмана. Значит, мы пишем под
Гофмана, значит, мы - школа Гофмана.
Этот вывод делает всякий, услышавший о нас. И он же, прочитав наш сборник
или отдельные рассказы братьев, недоумевает. «Что у них от Гофмана?
Ведь, вообще, единой школы, единого направления у них нет. Каждый пишет
по-своему».
Да, это так Мы не школа, не направление, не студия подражания Гофману.
И поэтому-то мы назвались Серапионовыми Братьями.
Лотар издевается над Отмаром: «Не постановить ли нам, о чем можно и о
чем нельзя будет говорить? Не заставить ли каждого рассказать непременно три
острых анекдота или определить неизменный салат из сардинок для ужина? Этим
мы погрузимся в такое море филистерства, какое может процветать только в
клубах. Неужели ты не понимаешь, что всякое определенное условие влечет за
собою принуждение и скуку, в которых тонет удовольствие?».
Мы назвались Серапионовыми Братьями, потому что не хотим принуждения и
скуки, не хотим, чтобы все писали одинаково, хотя бы и в подражание Гофману.
У каждого из нас свое лицо и свои литературные вкусы. У каждого из нас можно
найти следы самых различных литературных влияний. «У каждого свой
барабан», - сказал Никитин на первом нашем собрании.
Но ведь и гофманские шесть братьев не близнецы, не солдатская шеренга по
росту. Сильвестр - тихий и скромный, молчаливый, а Винцент - бешеный,
неудержимый, непостоянный, шипучий. Лотар - упрямый ворчун, брюзга, спорщик,
и Киприан - задумчивый мистик. Отмар - злой насмешник, и, наконец, Теодор -
хозяин, нежный отец и друг своих братьев, неслышно руководящий этим диким
кружком, зажигающий и тушащий споры.
А споров так много. Шесть Серапионовых Братьев тоже не школа и не
направление. Они нападают друг на друга, вечно не согласны друг с другом, и
поэтому мы назвались Серапионовыми Братьями.
В феврале 1921 года, в период величайших регламентации, регистрации и
казарменного упорядочения, когда всем был дан один железный и скучный устав,
- мы решили собираться без уставов и председателей, без выборов и
голосований. Вместе с Теодором, Отмаром и Киприаном мы верили, что
«характер будущих собраний обрисуется сам собой, и дали обет быть
верными до конца уставу пустынника Серапиоиа».
II.
А устав этот, вот он.
Граф П. объявил себя пустынником Серапионом, тем самым, что жил при
императоре Деции. Он ушел в лес, там выстроил себе хижину вдали от
изумленного света. Но он не был одинок Вчера его посетил Ариосто, сегодня он
беседовал с Данте. Так прожил безумный поэт до глубокой старости, смеясь над
умными людьми, которые пытались убедить его, что он граф П. Он верил своим
виденьям... Нет, не так говорю я: для него они были не виденьями, а истиной.
Мы верим в реальность своих вымышленных героев и вымышленных событий. Жил
Гофман, человек, жил и Щелкунчик, кукла, жил своей особой, но также
настоящей жизнью.
Это не ново. Какой самый захудалый, самый низколобый публицист не писал о
живой литературе, о реальности произведений искусства?
Что ж! Мы не выступаем с новыми лозунгами, не публикуем манифестов и
программ. Но дом нас старая истина имеет великий практический смысл,
непонятый или забытый, особенно у нас в России.
Мы считаем, что русская литература наших дней удивительно чинна, чопорна,
однообразна. Нам разрешается писать рассказы, романы и нудные драмы, - в
старом ли, в новом ли стиле, - но непременно бытовые и непременно на
современные темы.
Авантюрный роман есть явление вредное: классическая и романтическая трагедия
- архаизм или стилизация; бульварная повесть - безнравственна. Поэтому:
Александр Дюма (отец) - макулатура; Гофман и Стивенсон - писатели для детей.
А мы полагаем, что наш гениальный патрон, творец невероятного и
неправдоподобного, равен Толстому и Бальзаку, что Стивенсон, автор
разбойничьих романов, - великий писатель; и что Дюма - классик, подобно
Достоевскому.
Это не значит, что мы признаем только Гофмана, только Стивенсона. Почти все
наши братья как раз бытовики. Но они знают, что и другое возможно.
Произведение может отражать эпоху, но может и не отражать, от этого оно хуже
не станет. И вот Всев. Иванов, твердый бытовик, описывающий революционную,
тяжелую и кровавую деревню, признает Каверина, автора бестолковых
романтических новелл. А моя ультраромантическая трагедия уживается с
благородной, старинной лирикой Федина.
Потому что мы требуем одного: произведение должно быть органичным, реальным,
жить своей особой жизнью.
Своей особой жизнью. Не быть копией с натуры, а жить наравне с природой. Мы
говорим: Щелкунчик Гофмана ближе к Челкашу Горького, чем этот литературный
босяк к босяку живому. Потому что и Щелкунчик, и Челкаш выдуманы, созданы
художником, только разные перья рисовали их.
III.
И еще один великий практический смысл открывает нам устав пустынника
Серапиона.
Мы собрались в дни революционного, в дни мощного политического напряжения.
«Кто не с нами, тот против нас», - говорили нам справа и слева.
- С кем же вы, Серапионовы Братья? С коммунистами или против коммунистов? За
революцию или против революции?
С кем же мы, Серапионовы Братья?
Мы с пустынником Серапионом.
Значит, ни с кем? Значит - болото? Значит, эстетствующая интеллигенция? Без
идеологии, без убеждений, наша хата с краю?
Нет.
У каждого из нас есть идеология, есть политические убеждения, каждый хату
свою в свой цвет красит. Так в жизни. И так в повестях, рассказах, драмах.
Мы же вместе, мы - братство - требуем одного: чтобы голос не был фальшив,
чтоб мы верили в реальность произведения, какого бы цвета оно ни было.
Слишком долго и мучительно правила русской литературой общественность. Пока
сказать, что некоммунистический рассказ может быть бездарным, но может быть
и гениальным. И нам все равно, с кем был Блок - поэт, автор
«Двенадцати», Бунин - писатель, автор «Господина из
Сан-Франциско».
Это азбучные истины, но каждый день убеждает нас в том, что это надо
говорить снова и снова.
С кем же мы, Серапионовы Братья?
Мы с пустынником Серапионом. Мы верим, что литературные химеры особая
реальность, и мы не хотим утилитаризма. Мы пишем не для пропаганды.
Искусство реально, как сама жизнь. И, как сама жизнь, оно без цели и без
смысла: существует, потому что не может не существовать.
IV.
Братья!
К вам мое последнее слово.
Есть еще нечто, что объединяет нас, чего не докажешь и не объяснишь, - наша
братская любовь.
Мы не сочлены одного клуба, не коллеги, не товарищи, а -
Братья!
Каждый из нас дорог другому как писатель и как человек. В великое время, в
великом городе мы нашли -друг друга, - авантюристы, интеллигенты и просто
люди, как находят друг друга братья. Кровь моя говорила мне: «Вот твой
брат!». И кровь твоя говорила тебе: «Вот твой брат!». И
нет той силы в мире, которая разрушит единство крови, разорвет союз родных
братьев.
И теперь, когда фанатики-политиканы и подслеповатые критики справа и слева
разжигают в нас рознь. бьют в наши идеологические расхождения и кричат:
«Разойдитесь по партиям!» - мы не ответим им. Потому что один
брат может молиться Богу, а другой - диаволу, но братьями они останутся. И
никому в мире не разорвать единства крови родных братьев.
Мы не товарищи, а -
Братья!
1922
Ответить на это сообщение
|
|