|
|
|
|
|
|
|
Те, кто раз за разом заводят шарманку про "пляски на крови", мало того, что
подписываются (в лучшем случае) несуществующими E-mail'ами, а саму
октябрьскую трагедию видели лишь через экран телевизора, так ещё и упорно
"забывают" о том, что это кровь и боль и самого "Норд-Оста", его актеров,
музыкантов и сотрудников.
Почитайте лучше достойную статью в "Новой газете":
http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/09n/n09n-s2 0.shtml
Весело-печальное, но в целом оптимистическое театральное действо
«Норд-Ост» вдруг стало нарицательным именем трагедии.
Екатерина Гусева, исполнительница роли Кати Татариновой в этом
отечественном мюзикле по мотивам каверинских «Двух капитанов»,
рассказывала мне, как знакомые донимали ее вопросом: «Почему такое
западное название — «Норд-Ост»?». Она им отвечала:
«Какое же западное? Северо-восточное!». В названии —
многовековое стремление России и ее первопроходцев на северо-восток, в
полярные запределы, где рядом с подвигом и любовью всегда пребывала
смерть.
События на Дубровке вернули нас к этому первородному смыслу, заставили
вспомнить, что в русском искусстве, за десятилетия до нынешнего, был еще
один «Норд-Ост». В 1920 году Максимилиан Волошин написал свой
«Северовосток»:
Расплясались, разгулялись бесы
По России вдоль и поперек.
Рвет и крутит снежные завесы
Выстуженный северовосток…
Этот ветер был нам верным другом
На распутьях всех лихих дорог:
Сотни лет мы шли навстречу вьюгам
С юга вдаль — на северовосток…
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням —
Не дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганный наш храм…
Все это неизменно теперь будет «в уме», «за
кадром», в подсознании и у создателей, и у исполнителей, и у зрителей
воскресшего мюзикла. Неслучайно ведь в его новых рекламных плакатах
появилась строка: история страны, история любви.
Парадокс: «Норд-Ост» стал в одночасье, наверное, самым
знаменитым спектаклем в мире. И в то же время возникает тревога: будет ли
теперь его популярность подтверждена ежедневными аншлагами, как это было до
23 октября 2002 года? Кого-то остановит элементарный страх: «А вдруг
снова…». Кого-то — цены: хотя «Норд-Ост» и
самый дешевый из московских мюзиклов, но и он далеко не каждому по карману.
Есть и иного рода особенно обострившийся сегодня психологический барьер.
Буквально на другой день после захвата Театрального центра на Дубровке
читаю в одной из газет, что это, мол, чуть ли не божья кара сытой Москве,
которая жирует в мюзиклах, когда вся Россия бедствует. В другом издании
известный театральный и общественный деятель, острого и едкого ума человек,
обнародовал такие строки: «Норд-Ост» — не китч, не
порнуха. Это… умильность посреди катастрофы. Выхолощенная романтика
— безопасно, не помешает успеху в беспрецедентно антиромантической
действительности… Больное общество и больная элита с больной
ностальгией откликаются на изначально не слишком здоровое произведение
«Два капитана».
Ну, положим, в данном случае тот человек явно ошибся адресом. Может, он и
прав в отношении больного общества, больной элиты, охотно откликающихся на
выкрутасы рыночной культуры. Но при чем тут каверинские «Два
капитана» и каверинский же — смею утверждать —
«Норд-Ост»? Они в этот «сюжет» никак не вписываются.
Куда ближе к правде, по-моему, Андрей Богданов, исполняющий роль Сани
Григорьева и считающий, что они играют спектакль о вечном. О цели в жизни. О
справедливости. О любви. Что Каверин написал вечную книгу, открытую для
интерпретаций во все новых и новых поколениях.
Характерная деталь. В семье одного из создателей «Норд-Оста»,
Георгия Васильева, традиционны домашние чтения вместе с детьми. И давняя
мечта об отечественном мюзикле обрела реальные контуры, как раз когда читали
детям «Двух капитанов».
Все время, пока предпринимались немалые усилия по реанимации
«Норд-Оста», с телевизионных экранов и с газетных полос не раз и
не два звучало: почему налогоплательщики должны раскошеливаться на это дело?
Это ведь чисто коммерческий проект, и пусть его авторы расплачиваются сами.
А если нечем — пусть закрываются. Железный, рыночный силлогизм: есть
деньги — живи, нет — сворачивай дело! Но в мире людей все еще не
сошла на нет и иная логика. Ведь почему так близко принято к сердцу
возрождение «Норд-Оста» многими людьми, не имеющими прямого
отношения к этому действительно частному, действительно коммерческому
проекту?
Не потому ли, что «растоптано то, что дорого нашим людям. Вера в
любовь и справедливость, чувство гордости за свою страну, за то, что в
России есть такие прекрасные и сильные женщины, как Катя Татаринова. И когда
это растоптано, опоганено, просто дело чести — все
восстановить». Таково мнение одной из участниц
«Норд-Оста». К счастью, так считают не одни организаторы и
артисты «Норд-Оста». И пока в крови у нас эта обостренная,
неистребимая вера в то, что жизнь все-таки, несмотря ни на что,
самовосстановима, мы еще живы на этой земле.
У Константина Паустовского в «Дыме отечества» тоже есть свой
разрушительный норд-ост. «Дул норд-ост. На палубе не было места, где
можно было бы спрятаться от ветра. Он леденил борта и с хватающей за сердце
злобой свистел в снастях. Море ходило тяжелыми волнами. Горизонт был обложен
тусклым свинцом».
Но каким гимном возрождению кончается этот роман! Старый архитектор
Вермель в минуты салюта по случаю снятия блокады говорит: «Я хотел бы
прожить еще сто лет. Я хотел бы работать, не отдыхая ни часа …пока
Ленинград и весь пояс его загородных дворцов, весь этот изумительный и милый
сердцу каждого нашего человека архитектурный ансамбль не оживет в таком
виде, что никому и в голову не придет, что здесь прошли грязные полчища
фашистов. Мы восстановим все. Все! Снова будет жить под этим небом нетленная
красота!».
Конечно, блокадная трагедия Ленинграда и трагедия на Дубровке
несоизмеримы. Иные времена. Иные масштабы. Но есть и нечто общее, связующее.
Возрождение попранного, порушенного — как жажда восстановления
справедливости. Та жажда, которую сам Каверин считал сутью его «Двух
капитанов».
Итак, «Норд-Ост» уже воскрешен. А споры, надо ли было
восстанавливать мюзикл на крови, до сих пор не утихают. Такие споры были и в
ту, великую Войну. Но и народ, и мастера культуры решали его тогда
однозначно: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?».
Конечно, из истории надо брать не пепел, а огонь. Но почему же сегодня,
справедливо отвергая пепел, мы так неохотно принимаем в наследство от наших
предков их вечный огонь?
Ким СМИРНОВ
06.02.2003
Ответить на это сообщение
|
|