|
|
|
|
|
|
|
Рецензия 1
Чёс по имени «Норд-Ост»
Концертная версия «Норд-Оста». Действующие лица те же, а
впечатление удручающее.
Мюзиклу «Норд-Ост» не везет. Вот и в Риге тоже... Нет, с точки
зрения безопасности, все прошло гладко. Порядок обеспечивали сотрудники
фирмы «Ягуар» и их четвероногие помощники. Одного из них -
огромную и пушистую среднеазиатскую овчарку - мне к вящей радости даже
разрешили погладить. Неудача же заключалась в массе организационных накладок
и в полном разочаровании зрителей.
Теракт на Дубровке означал не только национальную трагедию России, но и
финансовый крах мюзикла «Норд-Ост». Чтобы стать прибыльным, ему
необходимы были три сезона бесперебойной работы, а состоялся только один.
Восстановленный через полгода после трагических событий октября 2002-го,
«Норд-Ост» оказался убыточным. Продюсеры и авторы мюзикла
Георгий Васильев и Алексей Иващенко считают: это из-за прессы, которая
смаковала кровавые подробности, культивировала трагический ореол спектакля и
не интересовалась его театральной судьбой.
На пресс-конференции после рижского представления (присутствовали два
журналиста) Васильев и Иващенко объясняли, в чем секрет работы ежедневного
шоу: практически каждый зритель, вышедший из зала, рекомендует его своим
знакомым, в результате чего зрительский вал не прекращается. Полугодовая
остановка этой «рекламной машины» делает прежний успех
невозвратимым...
А что же дальше? С середины следующего сезона продюсеры планируют запустить
«мобильный» вариант спектакля. Это будет полноценный мюзикл, со
всеми декорациями, даже со знаменитым самолетом на сцене, но с полностью
перестроенной - в расчете на гастроли - сценографией. По словам Алексея
Иващенко, это означает по сути создание новой версии мюзикла, поскольку
старая - от мизансцен до музыкальных аранжировок - была рассчитана
исключительно на стационарное существование под крышей театра на Дубровке.
Возобновить «Норд-Ост» думают в Питере, а потом приезжать на
три-четыре недели на гастроли в крупные города.
Но это все в будущем, а пока... Судя по грустным глазам Иващенко и
Васильева, на будущие проекты надо заработать много денег. И еще месяц
«Норд-Ост» будут возить по городам и весям (Латвия была второй в
этом гастрольном туре) в виде «театрально-концертного
представления», каковое увидели зрители 1 июня в Рижском спортивном
манеже.
Перенос гастролей из «Сконто» в манеж был первой неудачей
мероприятия. Зрители шли на встречу с высоким и прекрасным, а попадали в
душное, неуютное, сто лет не ремонтировавшееся помещение. Платили за билеты
по 8- 10 латов, а сидели на жестких скамейках без спинок. Да еще поди найди
себе место, если 2 тысячи билетов были проданы с разметкой зала
«Сконто» (сектор, ряд, место), а планировка манежа совсем
другая.
Охрана еле-еле успевала досматривать публику, а билетеры - ее рассаживать.
Начало задержалось на полчаса. Когда Алексей Иващенко и Георгий Васильев,
открывая концерт, вышли на сцену, у них безбожно барахлили микрофоны... К
чести фирмы Showimpex, она официально принесла зрителям свои извинения за
причиненные неудобства. Редкий случай, ибо рижские продюсеры извиняться не
любят.
Но вот в зале погас свет, и все, что происходило дальше, - на совести
московских гостей. Что они показали? Отдельные арии и сцены из мюзикла,
соединенные невыносимо дилетантским конферансом. Особенно странно, что
выдавали этот дилетантизм авторы и создатели первого в России
суперпрофессионального театрального шоу. Получилась адская смесь
бродвейского мюзикла и колхозной самодеятельности.
Зрителям не давали возможности погрузиться в атмосферу прославленного
мюзикла, в мир его мелодий и образов. Им настырно пересказывали сюжет
каверинского романа (сразу вспомнилась цитата из Довлатова: «Будь
другом, буквально в двух словах напомни содержание «Войны и
мира»...), им с неуместной доверительностью сообщали сведения из
личной и творческой жизни артистов. Которые кланялись чаще и дольше, чем
пели. Получасовой антракт выдержали не все - многие зрители начали
расходиться.
Второе отделение началось с... арий из «Отверженных»,
«Кошек» и «Призрака оперы». На пресс-конференции (о
малочисленности которой - см. выше) выяснилось, что артисты
«Норд-Оста» одно время выступали с большой программой
«Норд-Ост» и мировые мюзиклы». Так что рижанам довелось
услышать аппендикс этой программы. Некоторые номера были исполнены блестяще,
но все же в концерте с названием «Норд-Ост. История любви» они
выглядели неуместно. Ведущие объясняли публике их появление репликами типа
«нам очень нравится эта музыка». В финале зрители беспардонно
бросились к выходу, не дожидаясь, пока актеры закончат раскланиваться.
... Теракт на Дубровке был не только трагедией одного мюзикла, но и моментом
единения всей нации. В память об этом высоком, очищающем и объединяющем горе
рижская публика (да и критика) готова была многое простить артистам, которые
мужественно пытаются сохранить жизнь спектаклю. Не мюзикл, а концерт? Ладно.
Без декораций? Обойдемся. В «караван-сарае» Спортманежа? Ничего,
как-нибудь!
Публика готова была поддержать артистов рублем (латом), аплодисментами,
сочувствием. Все, кроме рубля, оказалось не-нужным. Имел место обыкновенный
гастрольный чес. Ну а раз артисты занялись чесом и халтурой, значит, раны,
нанесенные трагедией, уже затянулись. Значит, и публике не обязательно из
вежливости бить в ладоши, можно прямо ломануться к выходу. И театральному
критику позволительно не щадить ничьих чувств, а писать как оно было. Так
(см. выше) - было.
Газета "Час" 3 июня 2003 года
Ответить на это сообщение
|
|