|
|
|
|
|
|
|
Друзья! Наконец и я дописала свои впечатления. Извините, если я в чем-то
повторяю (или не повторяю ;)) чьи-то отзывы. Специально ничего не читала.
Мне очень жаль, что я не могу взглянуть на "Норд-Ост" свежим взглядом.
Интересно - полюбила бы я этот спектакль, если бы впервые увидела его в
нынешнем варианте? Новый Норд-Ост - яркий и праздничный. Даже мешки на
пристани разноцветные. На мой взгляд - чересчур яркий и пестрый. Иногда
постановщикам изменяет чувство меры - знакомство со школой, финал "Танго
любви". Я уж молчу про поклоны с прыжком на мат.
Звук. В одном прошлогоднем интервью Алексей Игоревич обещал, что новая
версия будет "тише" стационарной. Что в ней появится точка тишины, которой
не было раньше из-за гудящих приборов, и от которой все отсчитывается. Не
знаю. Пока громко :). Может, не отладили еще.
Кстати, вы заметили, что пульт звуковиков переехал из бельэтажа в партер? И
со сведением есть проблемы. Иногда вдруг из хора сильно выделяется какой-то
один голос.
Музыка. Некоторые мелодии как будто "растянули". Есть удачные моменты в
аранжировках, например, "Московский скорый". Больше навскидку не вспомню.
Кажется, в арии Сани тоже было что-то интересное. Но в целом я не очень
понимаю, зачем надо было мучиться и все переписывать. Не могу сказать, что
стало сильно лучше. В музыке я, конечно, не спец, но ведь спектакль
рассчитан на массового зрителя? ;)
Свет. Иногда, повторюсь, слишком ярко и пестро. Иногда - здорово! Отдельное
спасибо за финал арии Кати - просто потрясающее чувство вызывает это голубое
небо. И очень сильное впечатление от портрета капитана в "Крахе".
100 перемен декораций, о которых авторы говорят с гордостью, у меня вызвали
недоумение. Какая-то суета и мельтешение. Иногда хотелось воскликнуть: "Да
разведите вы уже ваши мосты! Дайте спектакль посмотреть!" Конечно, есть
несколько сцен, в которых мосты работают очень эффектно - ария Сани, письмо
капитана.
По отдельным сценам. Убийство почтальона и раньше выглядело довольно
неубедительно, но его хотя бы было плохо видно :). Очень жаль сцены вокзала,
она как-то потерялась, перестала быть такой яркой и насыщенной. А вот
посадка самолета впервые меня впечатлила! Гораздо лучше, чем в стационарной
версии. Очень жаль старых "Летчиков". Желание максимально обновить эту сцену
понятно, но почему же снова не пригодились те 12 куплетов, которые есть в
загашнике у авторов? Очень понравился парк с каруселью вместо трамвая. Я
задумалась - а при чем, собственно, был там трамвай? :))) Но то, что я не
задавалась этим вопросом раньше, свидетельствует о гениальности авторов,
придумавших такой яркий образ.
"Мгла антрацитовая" стала не антрацитовой, а синей, да и мглой ее можно
назвать лишь с натяжкой :(
Танец школьников и тети Глаши выглядит вставным номером, хотя, конечно, было
забавно посмотреть :). А вот сцена "Крыса на уроке" была спектаклю
действительно необходима. В ней раскрывались характеры и Вальки, и Ромашки,
и во многом - НикАнта. Лучше бы уж "Новый год" убрали, он не несет смысловой
нагрузки совершенно. Немец, который был с нами на спектакле, в антракте
поинтересовался: "Почему Ромашка украл письмо? И вообще, они же были
друзья?" Замечу, что русский язык он знает прекрасно. Еще ему было непонятно
- в чем же вина Николая Антоновича в гибели экспедиции. Пришлось сказать,
что эти моменты в спектакле лишь обозначены, но подробно не объясняются,
поскольку книгу "Два капитана" все русские знают наизусть. Но боюсь, это
было преувеличением :) Как раз сцена с крысой прекрасно иллюстрировала
подлый характер Ромашова, для которого предать товарища ничего не стоит.
Несмотря на всю яркость спектакля, некоторые моменты стали более трагичными.
Одиночество прощания с Архангельском, где каждый сам по себе (кстати,
прекрасная находка с Кораблевым и маленькой Катей). Одиночество Марии
Васильевны, читающей письмо капитана. Замполит, который не просто восклицает
"Неисправим!", а требует это записать в блокнот. Жильцы коммуналки,
вздрагивающие от звонка в дверь, - похоже, кто-то уже написал, и совсем не
управдому. Саня, который не просто тусуется с друзьями-беспризорниками, а
уже реально стал подручным уголовников.
Актеры. Новые актеры, копирующие старых, ветераны Норд-Оста, создающие новые
образы - иногда даже в рамках той же роли, как Костецкая-Мария Васильевна. И
среди всего этого - Андрей Богданов, незыблемый, как Северный Полюс :). Хотя
некоторые новые акценты появились даже у него. Мое главное БРАВО - Олегу
Голубу! Чудо как хорош. Я просто не сводила с него глаз. Впервые на
"Капитанах" я не вытирала слезы, а хохотала в голос. Я честно собиралась
подарить свой букет кому-нибудь из новых актеров, но после первых же сцен
стало ясно - сердцу не прикажешь :). Впрочем, кому достались мои розы -
загадка, Олегу их так и не вручили (здесь я хочу передать привет
капельдинеру Андрею). А какой интересный Валька во втором действии! Строгий
отец семейства. Похоже, Кира вручает ему младенца лишь для того, чтобы у
него были заняты руки и нечем было обрывать уши старшенькому. А реакция
Жуковых на звонок в дверь и "Я не удивлюсь, если это таки уже за вами!"
Всего-то несколько секунд, но у спектакля появилось еще одно измерение.
Злодеи стали более однозначны и прямолинейны. К НикАнту-Кудрявцеву очень
подходит определение "Он тут ползает словно змея". Если Никант Мазихина
старился постепенно, то здесь уже в "Московском скором" мы видим человека
лет 60 :). Иван Ожогин прекрасно поет; его Ромашка близок к книжному, он
такой скользкий и вызывает резкую неприязнь. А какой страшный динозавр
вылупляется из змеиного яичка! Кстати, сцена в СевМорПути у меня теперь
называется "Битва баклажанов".
Светлана Вильгельм мне поначалу не понравилась, как-то была зажата. Но в
блокадных сценах она меня покорила! Ария Кати прозвучала так, как она обычно
звучала в моем воображении.
Из новых актеров еще хочу отметить симпатягу-штурмана, девушку на лыжах,
Чкалова. Из прежних больше всех не хватало Елены Казариновой.
Дуэт штурмана и стрелка стал уж совсем комичным. И из-за огромной разницы в
росте, и стрелок переигрывает. Но это упрек скорее постановщикам, чем
актерам.
Не могу не написать про детей. Влада, Филипп, Леша, Рома - молодцы! А
выросли-то как! Неужели все трое ребят играли когда-то мелких школьников?
Встреча Сани и Кати на военной базе никогда мне не нравилась. Но сейчас она
мне оказалась очень созвучна и близка. Может быть потому, что весь спектакль
я спрашивала - неужели это ты? ты - Норд-Ост? Ты вернулся?
Финал. Конечно, именно такой финал и предполагали форумчане в своих
прогнозах :). Но от этого он не стал менее эффектным. И сердце забилось со
страшной силой.
И вот что мне подумалось, друзья. Я тут много критикую, ну, такой у меня
характер :). А главное-то в чем. Вот есть пьесы Чехова. Их ставят уже 100
лет. Казалось бы, уже все известно, про каждую запятую статьи написаны,
великие режиссеры ставили, а какие актеры играли! А вот притягивают эти
истории и режиссеров, и зрителей. Хочется их перечитывать, хочется ставить
заново, и каждый раз открывается что-то новое. Три года назад, после
премьеры, в хоре различных мнений раздавались голоса людей, которые
разглядели это свойство в НордОсте. Над ними посмеивались и обвиняли в
ангажированности. Но чем дальше, тем яснее становится - это надолго и
всерьез. Что-то очень важное про каждого из нас смогли выразить Алексей
Игоревич и Георгий Леонардович. В новом облике, с новыми актерами, с новыми
акцентами - Норд-Ост по прежнему нужен нам. По прежнему пробуждает в нас
добрые чувства. И мы еще приведем на какой-нибудь новый Норд-Ост своих
внуков.
Ответить на это сообщение
|
изменено: 28/9/2004 15:35:04
|