Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

Зона турбулентности

15.10.2001

Афиша
Каждый вечер на сцену садится самолет-бомбардировщик в натуральную величину. Бюджет спектакля составляет три с половиной миллиона долларов. В подготовке мюзикла участвуют первые лица компании "БиЛайн". Это все, что на сегодняшний день известно о самом громком театральном проекте сезона - мюзикле "Норд-Ост" по роману Вениамина Каверина "Два капитана". Борис Барабанов захотел узнать больше.


ПРЕДТЕЧИ


"Играть ежедневно и без звезд - это абсолютное самоубийство, - говорит Андрей Житинкин, художественный руководитель Театра на Малой Бронной и постановщик мюзикла "Бюро счастья". - Если бы они сделали мюзикл о Сталине или мюзикл "Распутин", это хотя бы был скандал. Они камикадзе. Я искренне удивлюсь, если у них будет прорыв". "Меня смущает то, что целое здание отводится под один спектакль, - гово-
рит поэт, исполнитель собственных песен и переводчик либретто мюзикла "Собор Парижской Богоматери" Юлий Ким. - Может быть, стоило бы подумать о другом проекте на этой же сцене. Пусть 20 дней садится самолет, а потом будет что-нибудь другое, а потом, может быть, поставить "Чонки-на", где самолет просто сломан". "Играть каждый день? Без туристического комплекса, который в Москве на нуле? - говорит художественный руководитель театра "Ленком", постановщик спектаклей "Звезда и смерть
Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось" Марк Захаров. - У нас же нет такого количества японцев, которые заполняют ежедневно "Мулен Руж" и "Лидо".


Обычные москвичи ничего пока не говорят. Москвичи просто видят рекламу на уличных билбордах, рекламу в журналах и газетах, рекламу на проездных билетах в метро. Москвичи думают, что мюзикл "Норд-Ост" - это самолет на сцене плюс несколько музыкальных номеров. Москвичи почти правы.



ДВОРЕЦ


Октябрьский вечер. "Метро "Пролетарская", первый вагон из центра, две остановки на 26-м троллейбусе или шесть минут пешком", - инструктируют меня PR-барышни компании "Линк", которая делает мюзикл "Норд-Ост". В компании "Линк" любят точность. Здесь легко ответят на вопрос, сколько заклепок использовано при строительстве самолета, сколько весит персональный радиомикрофон - и сколько весят все декорации вместе взятые. До ДК ГПЗ-1, в который втиснули мюзикл "Норд-Ост", идти, оказывается, не пять и не восемь с половиной, а шесть минут ровно. Очень стандартное здание с обновившимся недавно именем: Дворец культуры АО "Московский подшипник". Слева - Госпиталь для ветеранов войн №1, справа - загадочное строение по имени Институт самовосстановления человека, соединенное с ДК пуповиной-переходом. В пуповине машет конечностями секция то ли ушу, то ли брейк-данса. Выцветшая афиша на стене: "Детский клуб "Проталинка" - набор в литературную группу". В фойе детей пугает собранный из подшипников робот-самоделкин, говорят, когда-то он двигался и даже снимался в "Ералаше". В общем, Дворец культуры, каких полно. У входа в ДК рабочие кладут новые плиты, чтобы первые зрители "Норд-Оста" не провалились в яму. На доске объявлений лист формата А4: "Уважаемые актеры! С 7 сентября люди, пришедшие на репетицию на шпильках или в шлепанцах, к репетиции НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!!! (штраф)" Самый дорогой мюзикл России охраняют совершенно классические ильфо-петровские вахтеры: строго спрашивают пропуск, а если его нет, пускают и так. Я прохожу в зрительный зал и попадаю на самый разбор полетов. Авторы и продюсеры "Норд-Оста" Георгий Васильев и Алексей Иващенко в присущей им интеллигентной манере отчитывают коллектив. "Почему каторжники не переоделись на сцену у пристани? - вопрошает Васильев. - И, Ара Арамович, я же просил, пожалуйста, не меняйте партитуру без утверждения у Алексея Игоревича!"



АВТОРЫ



Георгий Васильев и Алексей Иващенко - уже 2О лет как дуэт. И уже ао лет существуют в каком-то параллельном мире, не пересекаясь ни с поп-сценой, ни с рок-движением, ни с чем иным, что можно увидеть по ТВ. Автор этой статьи дожил до 28 лет, и все, что он знает об Иващенко и Васильеве, -это "приходи ко мне, Глафира". Записи бардов нашлись только у четвероюродной сестры, ветеринара, автогонщицы и поклонницы восточных боевых искусств. Она снабдила меня концертной кассетой 93"го года. двумя компактными дисками и даже цветной книгой, на страницах которой Георгий Леонардович и Алексей Игоревич в шутливой манере описывают свою творческую биографию, не стесняясь каламбуров вроде: "Старая гитара расстроилась так, что ничем не утешить..." Записи "Ивасей" оказались самым рафинированным образчиком лыжно-печного жанра. Прозрачный юмор в простых куплетах, стерилизованные вальсы, нестрашные блюзы, уютные баллады - все, что нравится в такого рода пении научным работникам и детям. Абсолютно асексуальное искусство.



Между тем без Георгия Васильева многое в Москве выглядело бы по-другому. Параллельно с творчеством Васильев, например, работал председателем Октябрьского райисполкома, и именно в это время половина всех новых московских предприятий предпочитала регистрироваться в Октябрьском районе. Потом он был президентом Московской товарной биржи, и биржа при Васильеве успешно конкурировала с Российской товарно-сырьевой -Константина Борового. Потом Васильев вошел в руководство "Вымпелкома" - и марка "БиЛайн" догнала МСС и МТС (кстати, президент "Вымпелкома" Дмитрий Зимин - он же наследник известной династии промышленников и потомок основателя первого российского частного театра - первым согласился дать денег на "Норд-Ост"). А еще Васильев производит радиотелефоны и уникальные беспроводные мини-АТС, конкурируя с Panasonic и Siemens.



Жизнь Алексея Иващенко описывается в основном искусствоведческими терминами. После МГУ окончил ВГИК, мастерскую Сергея Бондарчука. Потом работал актером и режиссером. Потом его голосом говорили Брюс Уиллис и герои диснеевских мультиков. А потом - в 1999 году - приступил вместе с Васильевым к написанию мюзикла, который они называют классическим. Не оттого, что заранее записывают себя в анналы, а потому, что хотят все делать по классическим правилам жанра. Иващенко и Васильев начали ставить музыкальные спектакли еще в 80-х, в студенческом театре МГУ. Всего поставили около десяти. Первая театральная любовь, как говорит Васильев, осталась на всю жизнь. Изучая фьючерсный рынок и работу сотовых компаний в Нью-Йорке и Чикаго, он заглядывал по случаю в театры Бродвея, смотрел "Phantom of the Opera" и "Les Miserables", изумлялся. Васильев решил, что не успокоится, пока не сотворит нечто подобное. Мечта о собственном масштабном шоу, зародившаяся 20 лет назад, не давала ему покоя до недавних дней. Как признается он, с возрастом все больше хочется заняться тем, к чему лежит душа. Седобородый Иващенко держит руки в задних карманах джинсов Lee и дает указания оркестру. Ему не до прессы. Теряющийся на фоне более заметного коллеги Васильев легко отвлекается от споров с актерами. Говорит чуть заикаясь, точно подбирая слова. "В основном удается обходиться интонациями, с которыми я произношу слово "пожалуйста", от ласковых до угрожающих, - объясняет он свои принципы работы с актерами. - Вроде бы действует пока". Васильев говорит, что "Норд-Ост" должен стать стационарным мюзиклом, то есть представления будут проходить каждый день в одном и том же месте. Поначалу Васильев и Иващенко хотели просто перенести на российскую почву французских "Отверженных". Потом посчитали, во что обойдутся лицензии, и решили делать свое. Учились у фирмы Камерона Макинтоша, владельца самых популярных английских мюзиклов. Постановочная команда "Норд-Оста" сидела с калькуляторами в руках в театрах Ист-Энда и Бродвея, потом просчитывала и пересчитывала проект в Москве. "Пусковой бюджет "Норд-Оста" - 3,5 млн долларов, в итоге, наверное, выйдет четыре с половиной. Спектаклей 700, наверное, сыграем, - говорит сопродюсер мюзикла Александр Цекало, тот, что раньше пел в дуэте "Академия". - Я не бью себя в грудь и не говорю, что мы будем играть 2-3 года 6 раз в неделю. Первые три месяца - 6 раз в неделю, потом - 5 раз в неделю, потом опять 6, потом будет лето, потом в стране что-нибудь случится, и мы будем играть 3 раза в неделю, потом мы будем играть 10 раз. Главное, что мы пытаемся все делать правильно, по технологии".



ТЕХНОЛОГИИ




На заднике сцены - видеопроекция чистого голубого неба, какое можно встретить только на плафонах станций метро "Комсомольская" или "Маяковская", правда, эту чистоту иногда нарушает меню Windows исполинского масштаба. На самой сцене - люди, очень похожие на героев "Небесного тихохода", "Подкидыша" и "Покровских ворот". Если изображается очередь в центре Москвы, то тут вам и дама из породы "Муля, не нервируй меня", и инженер в очках и с тубусом, и узбек в тюбетейке с арбузом. Если ненцы, то говорят "однако" и боятся, как бы железная птица не распугала всю треску. Если коммуналка, то сломанный велик и круг от унитаза. Еще на сцене работают неописуемые железные мостки - ими, как и бомбардировщиком, трамваем, вагоном поезда, шхуной "Св. Мария", как и всем здесь, управляет компьютер. "Бомбардировщик - не самый главный фокус этого спектакля, - говорит главный художник проекта "Норд-Ост" Зиновий Марголин. - Главный трюк у нас в финале, мы его пока не продаем. И вообще, спектакль не про самолет, а про людей, про любовь. А самолет - он достаточно театрально появляется, он не прилетает на воздушной подушке и не ломает потолок зала. Как оказалось, даже у Копперфильда нет никаких чудес, все давно знают, что там нити, знают, что их делал русский разработчик, но весь фокус в том, как театрально он это подает. Магия - в этом. Люди хотят, чтобы их обманули, для этого они идут в театр".

И правда. Самолет на сцене не так заметен, как люди. Цельные и красивые люди, вроде челюскинцев и папанинцев. Цельных и красивых людей играют люди - никому не известные, впрочем, каждого из них можно было увидеть и раньше, и не раз. Кого в "Онегине" или "Театральном романе" на Таганке, кого в "Московской оперетте", кого - на конкурсах вокалистов, кого - на студенческих спектаклях Щукинского или ГИТИСа. Их можно было увидеть и раньше - но на одну из них стоит взглянуть более пристально.



ПРИМА



Ее зовут Екатерина Гусева. Она актриса Театра Марка Розовского, она будет играть Катю Татаринову в очередь с выпускницей музыкального курса ГИТИСа Викторией Соловьевой и Машей Шор-стовой из театра "Летучая мышь". Гусева может поговорить со мной только по дороге из ДК ГПЗ-1 в "Кодак Киномир", куда она спешит на премьеру фильма "С днем рожденья, Лола!". Гусева обезоруживает сразу и навсегда. Когда сидишь с ней рядом на заднем сиденье джипа "тойота", то кажется, что в жизни все и всегда действительно будет хорошо -как в "Норд-Осте". Глаза Гусевой излучают абсолютное спокойствие. Можно разворачиваться через двойную сплошную и быть уверенным: даже несмотря на час пик, доедем без пробок. Несколько месяцев назад Катя непостижимым образом ухитрялась сочетать репетиции мюзикла, занятия с учителями по вокалу, обязательные для актеров "Норд-Оста" тренировки в "Планете Фитнесс" и съемки в главной роли в "Лоле". А еще она снималась в картине "Бригада": "Это проект Валеры Тодоровского, снимал молодой режиссер Алексей Сидоров. Не знаю даже, как это обозвать... что-то типа "Однажды в Америке". Будет киноверсия и телеверсия для РТР. Масштабный проект, 15 серий, нет, даже а 5 фильмов. Вертолеты взрываются, машины! У меня там главная роль. В начале это девочка-скрипачка из Гнесинки, в конце - женщина с пятилетним ребенком. Я сама не понимаю, как я выдержала этот марафон, у меня раньше в жизни такого не было". Катя прочла роман "Два капитана" уже после того, как услышала демо-запись мюзикла, которую сделали авторы. "Это очень романтическое пространство, - говорит она. - Я в романе, кстати, не нашла не то что каких-то лагерей, я там даже Победы не нашла, я там войны, в моем понимании, не нашла".



КОНКУРЕНТЫ



До сих пор главным мюзиклом Москвы, конечно, было "Метро". Спектакль с неизменным успехом идет на сцене "Московской оперетты", в нем играет Киркоров, на нем не спится Ельцину. Люди, сделавшие "Метро", лучше всех в Москве представляют, как и из чего может получиться успешный мюзикл. Поэтому за ними -последнее слово. "Ежедневная эксплуатация мюзикла оправданна, - говорит директор театра "Московская оперетта" Владимир Тартаковский, -она снимает много технических проблем. Если показывать мюзикл в репертуарном театре, как мы делаем с "Метро", надо собирать-разбирать-монтировать декорации, выставлять звук, запускать по новой каждый блок спектаклей. Играть каждый день гораздо проще. Что касается звезд... Не они определяют успех или неуспех мюзикла".
Тартаковский разговаривает со мной в перерыве между кастингом актеров для будущей постановки "Собора Парижской Богоматери": компанияMetro intertainment собирается выпустить его весной. В это же самое время джип "тойота" везет звезду "мюзикла без звезд" на премьеру ее нового фильма. В это же самое время Алексей Иващенко и актеры "Норд-Оста" на сцене ДК ГПЗ-1 придумывают, как лучше передавать друг другу невидимые миру радиопередатчики. Где-то за стеной идут занятия в "Школе ирландского танца". Продюсер Цекало, наиболее известное "лицо" проекта, дает десятое за день интервью. В офисе компании "Линк" разрывается телефон: какой-то американец просит билеты на "Норд-Ост". Не исключено, что ему предложат места по тридцать рублей - либо по девятьсот, но на апрель. Георгий Васильев рассматривает фотографии для будущей программки и одновременно разговаривает по телефону, возможно, с дочерью Глафирой. Он дожил до счастливых времен. Он придумывает мюзикл, он собирает актеров, он вкладывает кучу своих и чужих денег.


Театральный центр на Дубровке, 784 77 87, Мельникова, 7