|
Подшивка
Интервью с Александром Цекало
19.10.2001
КМ.RU Александр Цекало, родился 22 марта 1961 года в семье инженеров. Приехал в Москву в 28 лет. Четыре года учился в украинском Цирковом училищев. Два года работал в Одесской филармонии. Был в составе кабаре-дуэта "Академия" Работы в кино: - "Ландыш серебристый"; - "Оргия гуманизма"; - озвучил фильм "Частные хроники. Монолог". В настоящее время занимается мюзиклом "Норд-Ост", премьера которого состоится 19 октября. В основу "Норд-Оста" лег роман Вениамина Каверина "Два капитана". Александр Цекало: "Это идеальная основа для либретто. В "Двух капитанах" есть все: романтика, героизм, любовь, предательство, измена, самоубийство, попытка убийства и совершенно удивительные эпохи, с 1912 по 1943 гг. Музыка и декорации будут меняться в соответствии с каждым новым периодом времени".
- Как сложилось Ваше первое знакомство с "Норд Остом"? - В начале прошлого года мне позвонил мой приятель из Киева Семен Рубчинский (его знают в бардовском мире как функционера, организатора концертов и театральных гастролей). Он хотел узнать, чем я занимаюсь. Я сказал, что играю в театре, снимаюсь в кино. Рубчинский спросил, известно ли мне, что Алексей Иващенко и Георгий Васильев написали мюзикл и собираются его ставить, я ответил, что ничего об этом не знаю. В то время я уважал Иващенко и Васильева заочно, мне нравилось их ироническое и вместе с тем лирическое творчество. Рубчинский дал телефоны ребят, я позвонил. Мы встретились, они ко мне очень долго присматривались. - Почему? - Вообще у многих людей может складываться такое впечатление, я не знаю, кто им его сложил, что люди, которые работают на эстраде, - это такие уродцы, изгои, отщепенцы - необразованные, неотесанные, хамоватые, нечестно зарабатывающие деньги. - Что полностью не соответствует действительности? - Что не соответствует действительности по той причине, что всех вышеупомянутых персонажей хватает в любой профессии, как в эстрадной, так и в инженерной, дворницкой, актерской. А поскольку актеров театральных и киношных гораздо больше, чем актеров эстрады, то отщепенцев в процентном соотношении больше как раз среди них. Я два или три года назад озвучил Виталия Манского "Монолог. Частные хроники", и со мной стали здороваться киношники, а до этого я для них был смертельно больной человек. Телевидение накладывает штампы, поэтому, видимо, ребята присматривались ко мне, будучи напуганными образом, которое создало телевидение, образом весельчака. Хотя все-таки отрицать мои продюсерские, организационные возможности было трудно, потому что за плечами были серьезные проекты. - Какие? - Ну, во-первых, были режиссерские работы. Что такое продюсер? Это человек, который просто знает все. А я в свое время, еще будучи студентом эстрадно-циркового училища в Киеве, работал монтировщиком, осветителем, каскадером, потом мимом, клоуном, актером, певцом, танцором, потом был дуэт "Академия", директорство, продюсерство, администраторство - я просто это умею, вот и все. Поэтому были режиссерские постановки, "Вечера Игоря Крутого", сольный концерт Алсу, была вся продюсерская деятельность, связанная с дуэтом "Академия", был проект под названием "Оргия гуманизма". Я думаю, что Георгия Васильева, наверное, смущало больше всего, что я 12 лет был сам себе хозяин, когда надо - волк, когда надо - мышь, потому что в шоу-бизнесе компромисс на компромиссе сидит и компромиссом погоняет. Я не могу сказать, что я к ребятам не присматривался, потому что я в общем тоже человек не гладкий, мне нужно "влюбиться". Я "влюбился", послушав музыку. Я влился в эту доблестную компанию и надеюсь, что принес, приношу и буду приносить пользу делу российских, отечественных мюзиклов. - Таков был мюзикл "Метро"? - "Метро" не был, он есть. - Это был первый опыт мюзиклов в России? - Первый опыт мюзикла в России - это водевили. Потом появилась оперетта, которая у нас заменила мюзикл. В Америке не было сначала никаких сценических мюзиклов, были только киномюзиклы. Потом многие из мюзиклов стали переноситься на сцену, они стали играться на Бродвее. У нас по распоряжению Сталина была дана команда: мы не должны отставать от Америки. В Германии появилась звезда Марлен Дитрих, в Америке - свои звезды. Мюзиклу была дана команда "фас". И слава Богу, что эта команда дошла до действительно талантливых людей - до Александрова и Любови Орловой. Есть примеры наших киномюзиклов, настоящих, ничуть не хуже американских: "Волга, Волга", "Веселые ребята", "Цирк". Это потрясающие мюзиклы, которые можно и сейчас смотреть. Потом в советские времена из Австро-Венгрии пришла оперетта. Оперетта достаточно легкий жанр, но нелегкая работа. Сейчас оперетта сходит на нет. В музыкальных театрах в основном идут оперы, а не оперетты. Потом появились рок-оперы: "Орфей и Эвредика", "Звезда и смерь Хокина Мурьеты", " "Юнона" и "Авось" ". И вот теперь два года назад появился польский лицензионный мюзикл "Метро". Музыка мне эта не интересна, это допотопная старая музыка, но сам по себе факт создания мюзикла в Москве, пусть такого, пусть сякого - это здорово! Основная их заслуга - это огонь в глазах молодых актеров. А в чем особенность нашего мюзикла - он сделан по технологии, которую мы изучили от и до. Это российский мюзикл, написанный русскими людьми для русских людей на русском языке. Он не в репертуаре, как " "Юнона" и "Авось" ", он не едет на гастроли, как "Бюро счастья". У нас первый стационарный мюзикл, в этом театре больше играться ничего не будет, пока играется этот мюзикл. Это будет театр одного мюзикла, одного спектакля. - Почему именно "Два капитана"? - Зрители наши устали от стрелялок-убивалок. Если кто-то думает, что люди не хотят услышать с экрана "я люблю тебя" и "давайте дружить" - это большое заблуждение, потому что еще никто не отменял дружбу, романтику, любовь. Сейчас самое время вернуться к простым семейным ценностям, к истории любви, к героической романтике. И в этом смысле "Два капитана" - уникальное произведение для нашего зрителя, кроме того, это произведение не испорчено изображением любви к власти. Мы не трогали сюжет автора, мы его не ломали. "Бороться и искать, найти и не сдаваться" - у вас есть более достойные девизы для сегодняшней жизни? - Вроде "Быть собой". - "Будь собой", "стань лучше" - сейчас любой социальный слоган может быть полезен для граждан Российской Федерации. Я считаю наш мюзикл патриотическим, носителем национальной идеи, как бы пафосно это ни звучало. У нас русский неправильный герой. - Почему неправильный? - Ну, неправильный Александр Григорьев - это русский Иван-дурак образца 1913-1943 годов. Ну, он неправильный, он делает все неправильно: "рубит с плеча", не ищет компромиссов, не подбирает слова, знает и говорит, не спрашивает, надо говорить или не надо. Он такой нормальный Александр Македонский, он "гордиев узел" рубит мечом, но он таким нам нравится. - Много говорили о безумных затратах, бюджет окупается, или это своего рода патриотизм? - Безусловно, если бы нам не приходилось вкладывать столько денег в свет, звук, в оборудование зала и здания, то тогда бы бюджет не был таким дорогим, к весне он вместе с рекламой приблизится к 4,5-5 миллионам. У нас прекрасные декорации, сценические трюки, не уступающие бродвейским. Я это уже это где-то сказал и повторюсь: "Приглашаю всех на спектакль с маленькими подушечками, которые нужно положить под ноги, когда челюсть будет отваливаться, чтобы она не ударилась больно об пол". - Говорят, что самолет приземляется в натуральную величину... - Да, приземляется, и зал плачет каждые 10 минут, я обратил внимание. Это кайф невероятный. Это слезы очищения. - Сила Вашего мюзикла не только в оформлении, но и в игре актеров, а по каким критериям они отбирались? - Только профессионалы, и большинство имеют два образования или хотя бы факультативно второе: вокальное и актерско-драматическое. Такое впечатление, что мы отобрали лучших, а где ж их еще взять. Но, конечно, будут появляться сейчас люди. Актеров отбирали год, отсмотрели более тысячи, каждый из которых прошел три тура. Пели только русские песни на русском языке. Мюзикл-то на советской литературе основан. И у Васильева и Иващенко музыка, в которой угадывается понимание стиля Дунаевского, классической советской музыки. Я поездил по стране, я знаю, о чем люди думают на Камчатке, на Востоке, на Урале, в Сибири - это то, чего им не хватает. - И о чем они думают? - Они думают о том, чтобы их кто-то успокоил, прибаюкал, не пугал, не кричал бы на них, а что-нибудь красивое бы рассказал, чтобы "стало тепло на сердце от песни веселой...", легко, чтобы была красивая любовь. В театре вообще идет поголовное пересмешничество. Оно захлестнуло наше поколение, к несчастью, мы перепеваем песни, мы переделываем аранжировки, мы перестраиваем здания, в лучшем случае восстанавливаем, мы ничего нового не создаем - это беда. Это особенности времени. Следующее поколение начнет творить. Лицензированный мюзикл - это тоже пересмешничество. Хотя я лично отношусь очень хорошо к лицензированным мюзиклам. Но нам хотелось создать что-то такое, чтобы люди пришли и ахнули. Какая сейчас московская достопримечательность? Мавзолей? Большой Театр? Большой театр не доступен пониманию простого человека по музыке, по цене билетов, а потом он сейчас на ремонте, что о нем говорить? Ну, может быть, ГУМ остался. Что касается театров, то, наверное, если человек первый раз приезжает в Москву, то он идет в "Ленком". - А что, по Вашему мнению, должен посетить человек, находясь в Нью-Йорке, Париже, Лондоне? - В Лондоне – мюзикл на Вест-Энде, в Нью-Йорке – мюзикл на Бродвее. Вышло так, что все свои мюзиклы я смотрел на Бродвее: 64 мюзикла за 10 лет. А в Лондоне я совершал осмотр тех зданий, информацией о которых меня пичкали в английских школах, и мне все это хотелось обойти. В Париже люди ходят в "Мулен Руж", в "Крейзи Хорс", в Лувр, поднимаются на Эйфелеву башню, а сейчас еще есть и Дисней-лэнд. Дисней-лэнда у нас в Москве нет. Только строят. Может быть, сейчас построят Аква-центр какой-то. Парк Горького Дисней-лэндом очень трудно назвать, потому что поездка на ржавых качелях за 250 рублей в течение 3-х минут - это не Дисней-лэнд. У нас на мюзикл есть билеты стоимостью 30 рублей, а длится мюзикл 2 часа 40 минут. Есть билеты по 150 рублей, есть по 300, есть по 500, есть и выше, но это не сравнимое с парком им. Горького удовольствие. Мы хотели создать и создали, я уверен, новую московскую достопримечательность. Я думаю, что мы не ударим в грязь "дисплеем". - Подготовка "Норд Оста" шла очень долго... - Два года в общей сложности. - Сейчас, накануне премьеры, какие чувства преобладают? - А дело в том, что я уже видел спектакль, поэтому беспокоюсь совершенно по другим поводам: как правильно построить рекламную кампанию к Новому году или к весне. Спектакль уже сделан, он состоялся. Конечно, я буду волноваться в день его официальной премьеры 19-го, чтобы все спели правильно, чтобы все выспались накануне, чтобы ничего не сорвалось. - Мы уже говорили, что Вы умеете все. Сейчас Вы исполнительный продюсер, а что дальше? - Да, знаю, я практически совершенство. А дальше, может быть, глава собственной продюсерской компании? Я здесь не глава компании, глава компании Васильев, я только менеджер. Хотя у меня есть своя компания, которую я регистрировал, они используют мое имя и занимаются шоу-бизнесом, но они не занимаются мюзиклами, и может статься так, что спустя какое-то время у меня будет своя продакшн-компания. Но сейчас даже нелепо об этом говорить, потому что мы все своими руками создавали здесь, и я не считаю эту компанию не своей. Я сейчас и не думаю ни о каком отделении. Я работаю на одно общее дело, мне это интересно, я буду продолжать это делать. А насколько у меня это получилось, судить, с одной стороны, зрителю, с другой стороны, Георгию Васильеву, поскольку он меня нанимал юридически на работу. Я думаю, что я на сегодняшний день один из лучших специалистов в области шоу-бизнеса. - А кто еще? - Я думаю, что Васильев, Иващенко. Александр Ванштейн, который уникальный человек. Я очень его уважаю, но мне кажется, что мы еще больше повысили планку понимания, что такое мюзикл, настоящий мюзикл. Наверное, сейчас будут появляться как хорошие, так и плохие мюзиклы, и пускай они будут, пускай этот жанр оживет. - Появление жанра мюзикла как отразится на структуре развлечений в России? - Мюзикл является очень синтетическим жанром: он вбирает в себя и часть оперы, и часть оперетты, и часть эстрады, и бардовской музыки, и народной, и классической. Наш мюзикл как раз такой. И ввиду того, что он синтетический, он сбивает мушку остальным или, наоборот, кому-то настраивает эту мушку. Многие эстрадные актеры пытались делать программы в стиле мюзикла. Дуэт "Академия" в своем творчестве приближался к мюзиклу, последняя программа "Свадьба" сделана как мюзикл, есть либретто, есть сюжет, в качестве балета использована комик-группа "Маски". Другие актеры и музыканты тоже обращают свои взоры в сторону мюзикла, например, Филипп Киркоров. Лада Дэнс - готовая певица для джазового мюзикла. Мне странно, что еще никто для Пугачевой не бросился писать мюзикл, потому что она была бы просто неоценимой фигурой. Я думаю, что теперь будет всплеск музыкального театра, подъем музыкального кино. А эстрада сейчас в упадке пребывает, потому что начинаются перепевы и аранжировки западных песен. Бардовская музыка тоже иссякла, уже не перед кем трясти бородой. А мюзикл сейчас поднимет планку. Я знаю, многие до сих пор скептически относятся к нашему проекту. Кто-то обвиняет нас в самодеятельности. Я говорю: "Придите и послушайте, посмотрите. А потом будем говорить". То, что сделали Иващенко и Васильев, - сверхпрофессионально. Мюзикл любим всеми поколениями и поклонниками разной музыки. Благодаря мюзиклу мы будем выходить из кризиса в областях театра, кино, эстрады. - При Вашей занятости свободное время остается? - А мне не нужно свободное время. Я испорченный работой человек. Конечно, нужен отдых, но сейчас нет времени даже думать об этом. Раньше января точно не получится. - Вы как-то назвали себя человеком военной организации, почему? - Да, я человек военной организации даже на отдыхе. Мой "военный фашизм" часто меня выручает. Хотя мы, русские, вообще не умеем отдыхать и делаем из этого какой-то надуманный подвиг. Я не знаю, как с этим бороться, но надо. - А на личную жизнь время остается? - На личную жизнь не то чтобы не остается времени, а не остается времени, которое можно было бы уделить человеку рядом со мной. - А как часто видит Вас ваша личная жизнь? - Мы вместе живем, поэтому видит каждый день. Но я, к несчастью, не могу уделять ей столько времени, сколько положено мужчине уделять женщине. Я каждый день на работе, с утра до вечера. Я приползаю домой ночью. - Какая черта Вашего характера помогает Вам жить? - Я думаю, что чувство самоиронии - одно из основных моих оружий. Можно так посмеяться над собой, что даже другой человек будет уничтожен. Смирнов-Сокольский - величайший пример. Выступает Смирнов-Сокольский, а ему из зала кто-то кричит: "Эй ты, дурак!" А он делает паузу, потом говорит: "А Вы, наверное, очень хороший и воспитанный человек", потом снова пауза и - "ну, хорошо, давайте считать, что мы оба были не правы, и будем продолжать концерт". - А что мешает? - Мешают судьбой данные год и месяц рождения. По гороскопу я овен, родился в год быка, поэтому я упрям. Меня иногда заносит, я хочу во всем разобраться. Упрямство помогает добиться успеха, но оно и тормозит, когда надо расслабиться. - Что Вы никогда не смогли бы себе простить? - Уже есть некоторые вещи, которые я себе не прощу. Какие-то люди были обижены, и это я себе не могу простить. - А другим? - Другим я все прощу со временем. Потому что ходить и носить в себе это нелепо, тем более что время показывает, что со временем друзья становятся врагами. Жизнь шутит, меняет индивидуальность людей, а оставаться титаном и стоиком в этой жизни не всегда удается. Это не значит, что я поддающийся, компромиссный человек. Я просто многое понимаю. Мне вот сейчас 40, еще 20 лет, а потом мне будет все равно. Вот мне бы сейчас 20 лет прожить красиво, вкусно, достойно, ощущая эту жизнь каждую секунду. - Что Вы цените в людях? - Ценю в людях умение быть свободными. В том числе от модной, дорогой одежды. Бывая за границей, я понял, что по-настоящему свободный и богатый человек просто одевается, и вообще там проще одеваются. У нас очень много придают этому значения. Одевая на себя что-то модное, мы пытаемся что-то спрятать этим модным или, наоборот, что-то подчеркнуть. Мы пытаемся раскрепоститься через модные часы, машины. Есть, конечно, что-то в рамках удобства, например, американская машина всегда лучше отечественной, ну что с этим поделаешь. - А на "Линкольне" ездить - это понты или необходимость? - А на "Линкольне" ездить - это чистые понты. Кстати, "Линкольн" был второй моей машиной, первой у меня была нормальная машина, "Джип", да она и сейчас есть. "Джип" - рабочая, деловая машина, а "Линкольн" - чистые понты, кстати, он сейчас продан и трудится на благо молодоженов. В "Линкольне" есть то, чего нет ни у одной машины: там лежа помещаются два человека, даже три. Когда я рано утром вставал, чтобы ехать в аэропорт, то досыпал час в "Линкольне". В этом смысле цены этой машине не было. А в остальном она использовалась только для выездов на какие-нибудь церемонии, награждения. Кроме того, у меня не было офиса, да и сейчас нет, и в какой-то момент эта машина стала мне офисом, потому что там был телевизор, видеомагнитофон, я проводил там встречи. Она была очень функциональна. Если вы когда-нибудь увидите эту машину, то первой вашей реакцией будет улыбка. - Понятно, что богатый человек должен проще одеваться, а вот кушать что он должен? - Еда относится к области внутреннего, а не внешнего. Я мог бы посоветовать человеку, который тратит очень много денег на одежду: "Да пустое это все, пустое. Потрать эти деньги на хорошую еду дорогую, например, японскую". Если говорить о еде, то здесь уже разговор идет о том, на что у кого хватает денег. Говорить о здоровом образе жизни нелепо, хотя я год назад бросил курить. Конечно, я хочу приблизиться к здоровому образу жизни, стал плавать, в Фитнесс-центре заниматься. Я бы людям посоветовал есть побольше японской еды, поскольку она действительно полезна: сырая рыба, рис и т. д. Я предпочитаю именно такую еду, хотя ем все. Люблю съесть бутерброд с колбасой, с соленым огурцом и запить все вишневым соком. Салат оливье люблю. - И в заключение вопрос: что в своей жизни Вы считаете самым главным? - Не себя, это точно. На данный момент то, что меня очень беспокоит, и то, что для меня самое главное, - это мой ребенок. Когда я умру, меня, может быть, занесут в какую-нибудь энциклопедию, участвовал, мол, в создании мюзикла или еще чего-то, но это не самое важное. Важно, что человечек после меня будет жить.
|
|