Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

Бомбардировка «Ивасями»

19.10.2001

gazeta.ru





Текст: Елена Дьякова Фото: Сергей Касьянов





19 октября – официальная премьера классического мюзикла «Норд-Ост». Самое классическое в этой постановке – по-бродвейски масштабная реклама.




«Норд-Ост» давно гремит над Москвой, сотрясая непривычные к методичному арт-менеджменту умы граждан. В вагонах метро расклеены сотни листовок-постеров. Регулярные сообщения по радио, что каждый вечер ровно в 21.45 на сцену садится бомбардировщик, после 11 сентября приобрело какой-то неожиданный хулиганский оскал... Когда те же крылья замелькали на билетиках метро, сила «Норд-Оста» достигла 12 баллов.Даже верный слушатель пленок университетских бардов Алексея Иващенко и Георгия Васильева (они же «Иваси») при виде великой армады реклам спектакля в метро и рунете порой саркастически фыркает: «Тоже мне, Непутевка в пиарном убранстве...» Была у Иващенко и Васильева в конце 1980-х такая сага о выборах
нового барина в деревне Непутевке. Выбирали, так как «демократия лишь укрепляет наш родной крепостнический строй». Выборы шли бурно. Все передрались, а самой бедной бабушке истоптали огород. За неимением барина призреть бабушку оказалось некому. Затем «Иваси» меняли ритм и сладко распевали:



То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой?

Непутевка, Непутевка,

Ты родн-а-ая сторона,

И никто нас не-е испра-авит,

Только ма-ать сыра-а земля-я-я-я...



И вот все думаешь о «Норд-Осте»: лет пятнадцать назад в жалостливой и патриотичной Непутевке этот спектакль приняли бы ближе к сердцу. Но этот проект никто в Непутевке не поднял бы. И думать нечего.



Иващенко и Васильев первоначально собирались перенести на русскую сцену ремейк мюзикла «Отверженные». Но дефолт разрушил всякую перспективу окупаемости бродвейского Гюго в России. Тогда был написан «свой собственный» мюзикл по мотивам романа Каверина «Два капитана». В качестве стационарной площадки приведен в порядок Дом культуры ГПЗ-1. «Норд-Ост» будет идти пять раз в неделю. В зале 1150 мест. Цена билетов – от 30 до 900 рублей. За год успешного проката спектакля будут возвращены основные кредиты. Через два года можно будет думать о новой постановке. Риск авторы (точнее, один из них – процветающий бизнесмен Георгий Васильев) и продюсер Александр Цекало, похоже, берут на себя.



Итак, 19 октября на сцену выйдет московский беспризорник, будущий орденоносный летчик и полярный исследователь Саня Григорьев. А вместе с ним – толпа персонажей, в которой мелькают поморы-крючники начала 1910-х, растерянные дамы образца 1918 года, толпа московской толкучки первых лет НЭПа, летчики, налетчики, конькобежцы в ЦПКиО 1930-х, крашеные хной «делопутки» с арифмометрами, фотограф с «лейкой», девы в пионерских галстуках, товарищ Чкалов весь в белом, чины Главсевморпути в синих мундирах, ненцы в малицах, блокадники, безупречный учитель Кораблев… В общем – русский народ, неудержимо переходящий в советский.



Народ пляшет у лотков на Смоленском рынке, ожесточенным чарльстоном отгоняет Саню Григорьева от врат совучреждения, стэпует на летном поле, вальсирует на катке ЦПКиО. Он поет хором, чисто фразируя. Выкладывается в минутных ролях (особенно хороши товарищ Чкалов и шумный дворник-татарин).



У «Норд-Оста» хорошие художники: костюмы Марии Даниловой и декорации Зиновия Марголина много дают спектаклю. Бомбардировщик в параметрах фронтового У-2 в 21.45 на сцену действительно садится. Но с театральной точки зрения куда лучше декорация коммуналки и искореженный, с выбитыми стеклами, московский трамвай эпохи военного коммунизма: на крыше остатки старозаветной рекламы «Сельдь атлантическая иваси», с подножки прыгают беспризорники. Сельдь иваси, правда, спокон веку не атлантическая, а тихоокеанская. Но в остальном трамвай хорош...



Как и весь спектакль, напоминающий очень добротный, яркий, с умеренной ностальгической стилизацией слайд-фильм по роману Каверина. Что же до западных собратьев, то в жанре стационарного мюзикла, где декорация и аттракционы театральной машинерии – почти близнецы-братья, Иващенко и Васильев со своим самолетом-разведчиком выглядят довольно скромно на фоне аналогов. В тех же «Отверженных», судя по списку декораций, на сцене выстраивают чуть не половину старого Парижа, чтобы изрядно изувечить ее в революционных боях ближе к финалу. «Отверженных», однако, «Норд-Ост» далеко опережает не отмеченным в пресс-релизах аттракционом актерской выносливости. В мощной массовке импортных «мизераблей» 400 ролей играют 250 человек труппы. В «Норд-Осте» на 32 человека приходятся 380 больших и малых костюмных ролей. Пашущая на износ труппа, полтора года назад отобранная после жесткого кастинга, в основном очень молодая, теперь уже состоящая из актеров синтетического типа – один из лучших результатов постановки.


Что касается многочисленных песен, хоровых и сольных, то баллада «Иваси» о Непутевке была лучше. Музыка спектакля чем-то похожа на чай с классической московской кухни, воспетой Кимом: этот чай всегда должен бы быть покрепче и погорячей. И вряд ли следует заваривать его второй раз. И сахару можно бы поменьше. В данном случае ассоциация навязчива: мелодическое богатство 1910-х, 1920-х, 1930-х, 1940-х годов, роскошь уличного развала общеизвестных песен, море разливанное фольклора первой половины ХХ века использовано в меньшей мере, чем приторные аккорды бардовского сентимента 1970–1980-х. Впрочем, несколько номеров, особенно хор обывателей, пропадом пропадающих в буре и мгле гражданской войны, действуют сильно.



И если даже основа спектакля выдержана в жанре «бороться и искать», все же искренне хочется, чтобы «Норд-Осту» удалось «найти и не сдаваться», то есть окупиться.



С 19 октября, в 19.00. пять раз в неделю. От станции метро «Пролетарская» к ДК ГПЗ в дни спектаклей будет ходить маршрутка.



19 ОКТЯБРЯ 12:15