|
Подшивка
"Два капитана" Каверина станцуют и споют за 4 млн. долларов
19.10.2001
Комсомольская правда Сегодня - премьера мюзикла "Норд-Ост", написанного бардовским дуэтом "Иваси"
Когда три года назад "Иваси" - Георгий Васильев и Алексей Иващенко - рассказали, что скоро замутят новый грандиозный проект, не имеющий никакого отношения к авторской песне, многие лишь скептически улыбнулись. Сегодня, в день премьеры мюзикла "Норд-Ост" (авторы музыки и либретто Иващенко и Васильев), даже у самых упертых маловеров от скепсиса не осталось и следа. Ибо уже ясно, что этот мюзикл - явление состоявшееся и для Москвы не совсем ординарное.
Как все начиналось
Началось все в 1997 году. Когда, будучи за границей, Иващенко с Васильевым были приглашены на классический мюзикл "Отверженные" по роману Гюго. И оказались так очарованы, что не смогли думать ни о чем другом, кроме как о воплощении подобного яркого и зрелищного действа в Москве. Классик жанра - Камерон Макинтош -"ивасей" в этом полезном начинании поддержал. И завертелось...
Сначала хотели просто перенести "Отверженных" в Россию. Но потом решили: удивлять, так удивлять. Тогда-то и возникла идея с романом Каверина "Два капитана".
И в 1998 году началась тяжелейшая работа над собственно мюзиклом. Продумывали содержание каждого эпизода, закладывали хронометраж даже самой маленькой сценки.
Сначала либретто было написано в прозе. Затем началось стихотворное переложение. Искали настроение каждого эпизода, согласно ему подбирались мелодии. Начинал работу над эпизодом Иващенко, а до ума доводил Васильев, и наоборот. Наконец летом 2000 года было готово демо будущего мюзикла, спетое "ивасями" под фортепианный аккомпанемент. Начался актерский кастинг.
Зачем такие жертвы?
Еще полтора года назад Иващенко с Васильевым распланировали по дням график репетиций. И это не прихоть и не утопические планы, призванные потрафить тщеславию авторов. Для примера: в бизнес-план английских мюзиклов заложены такие мелочи, как количество винтиков и гвоздей, необходимое на каждой репетиции. Потому и репетируются английские мюзиклы не больше трех месяцев. Кстати, исполнителей главных ролей Иващенко с Васильевым даже отправляли чартерным рейсом в Великобританию - посмотреть и поучиться.
Зато сегодня не возникает проблем с молниеносными переодеваниями, перегримировываниями и передачей друг другу в полторы минуты специальных микрофонов. И за все время не было сорвано ни одной репетиции.
Чего не писал Каверин
Одними из первых, кому Иващенко с Васильевым показали музыкально-литературный остов будущего мюзикла, стали родственники автора романа "Два капитана". Переговоры об авторских правах с сыном и дочерью Каверина шли нелегко. Но в конце концов признали, что оно достойно оригинала их отца.
Кое-какие вольности с романом авторы мюзикла себе позволили. Но не большие, чем сам писатель в своих трех драматургических переложениях и двух киноверсиях романа. Так, действие в книге происходит в Москве, а в одной из поздних киноверсий по мотивам - в Ленинграде. Начинается сюжет романа в Энске, в пьесе речь идет уже о маленьком городке на Волге. Киношники же
упускали то факт немоты главного героя Сани Григорьева в детстве, то самоубийство вдовы капитана Татаринова. У Иващенко и Васильева Мария Васильевна решается на этот шаг не "за кадром", как в романе, а прямо на сцене. А упоминающийся вскользь в книге летчик Ч. в мюзикле становится одним из реальных действующих лиц - Валерием Чкаловым. Впрочем, и различия между "Двумя капитанами" и "Норд-Остом" внимательный читатель-зритель без труда найдет.(см.табл 1
Тайны "Норд-Оста"
Их две. Первая до недавних пор касалась бюджета мюзикла. Тут каждый может сам домысливать, сколько стоит специально отреставрированное здание бывшего ДК, где на стационаре "Норд-Ост" будет играться минимум три года, подвижные многотонные декорации, истребитель, садящийся на сцену, и прочие технические прибамбасы. По самым скромным подсчетам, это 4 миллиона долларов.
Вторая тайна - имя режиссера. Партизанское свое до поры молчание авторы объясняют желанием впечатлить зрителей мюзиклом, а не обилием известных фамилий. Нет звезд и на сцене. Пока. Это законы настоящего мюзикла. Знаменитыми актеры в нем становятся в процессе его показа. А вот среди зрителей звезды будут. И в приемной президента подтверждают: Путин на "Норд-Ост" собирается. И Киркоров, говорят, обспрашивался, когда их с супругой на премьеру пригласят. Конечно, почетными зрителями станут и Каверины-младшие.
Что будет с "Иваси"?
Отвечает Алексей Иващенко:
- Вот уже три года жизни мы положили на работу над мюзиклом. Два из них не
берем в руки гитары. У англичан есть такое выражение: "Нажать кнопку". То есть один раз нажимаешь, а потом, как в самолете, кнопку можно отжать только после посадки. Так и здесь. Работа затягивает. Ты не можешь остановиться.
Не стыдно!
Есть режиссеры трех категорий. Первые на премьере задираются в своих кабинетах, ожидая провала. Вторые тиранствуют за кулисами. Третьи спокойно сидят в зрительном зале. Загадывать не хочется, но сегодня Иващенко и Васильев планируют быть в зале. Стыдно за проделанную работу им не будет. И потом, шутят они, хочется уже этот спектакль и из зала посмотреть.
Центр "На Дубровке" (м.
"Пролетарская"), сегодня
и ежедневно с 19.00
Роман |
Мюзикл |
Действие романа начинается в Энске, под которым Каверин вывел свой родной Псков. |
Действие мюзикла начинается в Архангельске. |
Письмо капитана Татарино-ва Григорьев находит в сумке, вынесенной на берег, почтальон утопился от несчастной любви. Позже Григорьев становится свидетелем убийства сторожа. |
Письмо Татаринова попадает к Сане из сумки убитого на его глазах беглыми каторжниками почтальона. |
В романе у Сани есть отчим. |
В мюзикле отчима нет. |
Когда Саня учится говорить, он произносит слова "Абрам", "вьюга", "пьют", "кура", "ящик". |
Чтобы научиться говорить, маленький Григорьев напевает пушкинские строки: "Буря мглою небо кроет..." |
Ромашов роется в вещах Григорьева, а письмо капитана Татаринова исчезает. |
Ромашов роется в вещах Сани и крадет вторую страницу письма с компроматом на Николая Антоновича.
|
После доклада Григорьева об истинных причинах гибели экспедиции капитана Татаринова Николай Антонович пытается оправдаться. Но аудитория не дает ему говорить, захлопывает его. |
Николая Антоновича разбивает паралич, и он немеет. |
Ярослав ЩЕДРОВ.
|
|