Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

КАВЕР КАВЕРИН

22.10.2001

Вести.ру
Дело не в том, что на сцену приземляется самолет, а в постановку вбухано 4 миллиона долларов. Эпоха сталинизма впервые отодвинулась в условную "историю" - туда, где живут мушкетеры и мизерабли.


О театральном проекте "Норд-Ост" Алексея Иващенко и Георгия Васильева говорили задолго до премьеры и говорили хорошо. Что наконец-то все делается всерьез и надолго. Что бардовский дуэт "Иваси" - это гарантия если не уж шедевра, то уж точно приемлемого качества и человеческого лица. Короче говоря, что этот проект - выход отечественного шоу-бизнеса на качественно новый уровень. Поражались, конечно, и 4 миллионам вложенных долларов.



Пика ажиотаж достиг в день премьеры 19 октября - статистика Рамблера свидетельствовала, что сайт "Норд-Оста" вышел на первое место по посещаемости в разделе "Театр", обогнав всеобъемлющий Theatre.Ru и полезный Parter.Ru.



Однако, как известно, предполагаемое и действительное не всегда находятся в простых отношениях. Премьера 19 октября вызвала следующие мысли.



В эстрадном монологе из пьесы "Взрослая дочь молодого человека" Александр Филиппенко вспоминает стиляжье отрочество: "Когда я пел, не разбирая слов, песню про Чучу из фильма "Серенада солнечной долины", я ужасно вопил, потому что думал - там, наверно, о чем-то очень важном говорится. Потом вырос и узнал, что там просто герой спрашивает - ребята, а где здесь поезд на Чучу? И все!"



Без особой натяжки то же самое можно сказать про мюзиклы. Когда бродвейские шоу описывались у нас под рубрикой "Их нравы", они казались чем-то неописуемым - прекрасным и порочным. Но вот "Иваси" поставили классический мюзикл, и выяснилось, что это просто музыкальный спектакль с живым оркестром и в красочных декорациях.



"Иваси" подчеркивают, что их мюзикл - первый классический, потому что идет каждый день в течение сезона на одной сцене, в которую намертво вмонтирована сложная машинерия. Но зрители - не машинисты сцены и не театральные администраторы, им такая классификация ни к чему. Так что споры о том, первый или не первый, классический или не классический - это все равно что споры о том, является Джойс модернистом или постмодернистом.



Однако качественная разница с тем, что показывали нам до сих пор, будь то "Метро" или "Бюро счастья", или даже "Юнона и Авось", все-таки есть. И выражается она очень просто - в качестве.



В спектакле есть такой момент: Саня Григорьев, объяснившись наконец со своей Катей ("Иваси" исходят из того, что все зрители знакомы с фабулой - будем исходить из того же), вскакивает в уже отошедший поезд. При этом актер Андрей Богданов, подпрыгнув, ухватывается за один из пяти поднимающихся трапов-пальцев, которые постоянно трансформируют сцену, мгновенно подтягивается, легко оказывается наверху и уходит вглубь сцены. Зал разражается аплодисментами - настолько легко и, главное, уместно было выполнено это упражнение, явно требующее постоянной гимнастической тренировки.



И так во всем - голоса легко звучат через невидимые чувствительные микрофоны, мощные колонки правильно распределяют звук по залу, реалистические декорации бесшумно выезжают и уезжают, свет создает то волнующееся море, то полярный день.



Не говоря, разумеется, про тексты и музыку. Эндрю Ллойд Уэббер сказал как-то - "Какая жалость, что Прокофьев не мог работать с Томасом Элиотом! Какой классный мюзикл они бы могли сочинить!" Иващенко и Васильев, конечно не Элиот с Прокофьевым, и даже не Уэббер с Райсом, но они и не претендуют. Их задача в другом - нащупать интонацию, отделяющую легкость и лиричность от пошлости и сентиментальности.



Как я уже написал, авторы исходят из того, что все зрители знакомы с фабулой. Я не читал "Двух капитанов" (и более того: пробелом это не считаю), но мне совершенно это не мешало. Не потому, что либретто прилагается, а потому, что мюзикл представляет собой по сути дела просто набор лирических, патетических и веселых номеров, распределенных в порядке правильного чередования - именно как песни в хорошем концерте. И потому слушаются они с удовольствием.



Я принадлежу к тому поколению и, гм, социальной группе, для которой сама мысль сходить на нормальный эстрадный концерт - куда-нибудь в ГКЦЗ "Россия" или в "Олимпийский" - так же дика, как мысль шагнуть с крыши. Но я прослушал и просмотрел "Норд-Ост" без малейшего принуждения и напряжения, а кое-где искренне восхитился. Чего например, стоит, чечетка на лыжах, или группа шаманствующих секретарш, или поющий с сильным восточным акцентом сосед по коммуналке.



Кстати, поэтизация реалий сталинской и военной эпохи - еще одна любопытная черта спектакля. То есть даже не поэтизация, а просто отношение к ней как к незначащему фону для лирического сюжета. Я впервые вижу такое отношение к эпохе строительства социализма, репрессий и войны. Из животрепещущей истории она отодвинулась в условную "историю" - туда, где живут мушкетеры и мизерабли.



Оно и понятно: именно подобный подход к историческому материалу, а не радиомикрофоны и миллионные вложения, и есть первейшее условие для появления классических мюзиклов.

Михаил Визель