|
Подшивка
Не в самолете счастье
14.11.2001
Вечерний клуб В школе Андрея Богданова дразнили Моцартом. И это было очень обидно. Но упрямый мальчик из тверской глубинки упрямо гнул свое: играл на фортепиано, пел в Доме культуры, учился в Тверском музыкальном училище, где был единственным парнем на отделении. И вот однажды, как у Каверина, «жизнь перестала идти по прямой и начались «бочки» и «иммельманы». В Тверь приехал московский «Геликон». Наш Почетный Кавалер Дмитрий Бертман прослушал будущего Саню Григорьева и отправил в ГИТИС, на экспериментальный музыкальный курс профессора Левертова.
Жизнь будущей Кати Татариновой сделала еще более крутой вираж. Екатерина Гусева усердно учила химию, готовясь к поступлению в биотехнологический институт. И, может быть, посвятила бы всю жизнь изучению микробов, если бы на последнем звонке в школе ее не заметила ассистентка Евгения Рубеновича
Симонова и не пригласила в Щукинское училище. Заканчивались последние туры, но опешившую Катю взяли на конкурс сразу после прослушивания. За несколько лет работы в театре Марка Розовского она переиграла почти все главные роли: Лиза в музыкальном спектакле «Бедная Лиза», Ольга Ильинская в «Романсе с Обломовым», Соня Мармеладова в спектакле по Достоевскому «Убивец». А вот Андрей раньше с удовольствием играл не только героев, но и злодеев. Его любимые роли — Жадов в «Доходном месте» (театр «Экспромт») и дон Педро в «Человеке-амфибии» у Геннадия Чихачева. Правда, участие в детских спектаклях напоминало скорее работу массовика-затейника, зато какая благодарная публика — просто пищит от восторга! Пока Андрей прыгал по сцене Соловьем-разбойником, Катя времени даром не теряла: снялась в известном триллере Евгения Лебедева «Змеиный источник» и водевиле Виталия Москаленко «Заемные жены», который мы увидим в ноябре. А в октябре уже состоялась премьера картины «С днем рождения, Лола», напоминающей знаменитый фильм Тыквера не только именем героини, но и мультяшными вклейками. Катя сначала отказалась от роли, узнав, что ей придется перекраситься в кислотный оранжевый цвет. Но ради нее режиссеры изменили свой замысел и разрешили оставить все как есть. И тут началось. Днем Катя репетировала в «Норд-Осте», а ночами снималась в «Лоле» и криминальной саге Алексея Сидорова «Бригада» вместе с Сергеем Безруковым. На съемках оператор Юрий Райский кричал: "Где гримеры? Почему у актрисы синяки под глазами?", а на репетициях с оркестром дирижер возмущался: "Где темперамент? Почему ты спишь?". Этот ужас длился около двух месяцев, но Rатя победила себя.
Для Андрея роль Сани Григорьева - тоже главная победа в жизни, если не считать героического решения бросить курить после 15-летнего стажа. О "Норд-Осте" услышал от друга. "Приел, прослушался и получил... по заслугам", шутит он. По характеру Андрей похож на своего героя и чувствует себя в роли вполне в своей тарелке. А как говорил в каверинском романе товарищ Чкалов, у таких людей "билет дальнего следования".
Прошло уже три недели со дня премьеры «самого крупного театрального проекта России». За это время на мюзикл «Норд-Ост» выплеснулся шквал самых разных откликов — от панегириков до откровенной ругани. В чем только не обвиняют спектакль: и голоса не оперные, и спецэффекты не бродвейские, и музыка не Веббера, и стихи не Вознесенского. «Аргументы и факты» посетовали даже на отсутствие в постановке юмора. Ну это уж слишком. Либо автор статьи не видел «Норд-Оста», либо у него самого с чувством юмора большие проблемы.
Крайне недальновидно выискивать в спектакле блох и не заметить главного - его потрясающей цельности и органичности. Напрасными оказались опасения, что бродвейские зрелищные технологии, взятые на вооружение авторами, и нордическая строгость романа Каверина будут противоречить друг., другу. Ничего подобного! Они умудрились легко разойтись на просторах «Норд-Оста»: все, что касается проекта, (финансы, организация, реклама) - западные ноу-хау, а сам спектакль - в доску наш, до слез родной. И пресловутый бомбардировщик, осторожно опускаемый на тросах под рев моторов, и звук surraund выглядят здесь вставными аттракционами. По всем правилам игры в мюзикл они выполняют функцию завлекалочки, наживки, на которую клюет потенциальный зритель. Тот, который раньше не предполагал в себе способности три часа с открытым ртом и хлюпающим носом следить за перипетиями судеб образцовых советских героев.
К чести авторов либретто, Иващенко и Васильева, им удалось превратить неподъемную громаду романа в легкий, динамичный сюжет, не потерявший при этом ни эпического размаха, ни духа каверинской героики. А излишний пафос снят как раз юмором, которым пронизана вся постановка.
Другие бы и ограничились шуточками, стебом, изящной стилизацией сталинского ретро. Но не «Иваси». Их спектакль чем-то напоминает Саню Григорьева: такой же честный (без фиги в кармане, без ухмылочки — мол мы-то с вами плавали, знаем все про эти дедовские идеалы), такой же искренний (а сегодня быть искренним, открытым - большая смелость, могут и оплевать), такой же упорный (сколько скептиков называли эту затею безумием), и такой же молодой в конце концов.
Аскетичная сценография Зиновия Марголина, конечно, не идет ни в какое сравнение с навороченными западными постановками. Пространство спектакля организуют пять подъемных трапов-подиумов. Это символы дорог, по которым все время куда-то идут и едут герои. Все остальные декорации лишь намеком обозначают места действия: рыбачья лодка - Архангельск, старый сломанный трамвай - послереволюционная Москва, огромная, во весь задник, карта СССР со светящимися нитками маршрутов - Главсевморпуть. Тут раздолье для массовки во главе с «королевой» Лидией Чебоксаровой. Ребята выплясывают с таким энтузиазмом и энергией, как будто играют главную роль всей жизни.
Таганская звезда Ирина Линдт (Мария Васильевна) и Петр Маркин из «Летучей мыши» (Кораблев) - лучшие голоса мюзикла. Но их дуэт много бы выиграл, если бы актеры чуть больше двигались.
Безусловные удачи спектакля - колоритные роли злодеев: Николая Антоновича Татаринова (Юрий Мазихин, тоже с Таганки) и Ромашова (Олег Кузнецов, работавший до этого в Театре на Малой Бронной и в «Экспромте» ). Тут сошлись и голоса, и актерское мастерство, и богатый драматургический материал. Рассказ Ромашова о своем предательстве, одно из самых сильных мест постановки, цитирует партию Иуды из рок-оперы Веббера.
Положительные роли всегда опаснее: легко скатиться к плоскому «правильному во всех отношениях» типажу. Но Саня Григорьев (Андрей Богданов), за которого, как выяснилось, авторы мюзикла больше всего боялись, каким-то чудом этого избежал. Очень искренний на сцене, Богданов органично впитал в себя каверинскую романтику. Чуть добавил темперамента и здорового хулиганства и заставил зрителей поверить в своего героя.
Есть логика в том, что «бороться и искать, найти и не сдаваться» поют не солидные лоснящиеся баритоны, а те, кому в самом деле предстоит еще долго бороться за свою судьбу. Хотя успех первых недель уже доказал, что ставить популярные коммерческие спектакли сегодня можно не только про геев и куртизанок, и не только с именем поп-звезды на афише. Как бы ни сложилась судьба «Норд-Оста», плотина прорвана. И вскоре в Москве наверняка появятся новые русские мюзиклы.
Марина ШИМАДИНА
|
|