|
Подшивка
АЛЕКСАНДР ЖУРБИН: "МОСКВА БУДЕТ ЭКСПОРТИРОВАТЬ МЮЗИКЛЫ"
13.12.2001
Известия • Валерий КИЧИН
Один из первопроходцев отечественного мюзикла, автор "Орфея и Эвридики" и "Пенелопы" Александр ЖУРБИН снова в Москве - реализует сразу два театральных проекта. О предстоящих премьерах и новом витке "русского мюзикла" с композитором беседует обозреватель "Известий" Валерий КИЧИН
- Скоро мюзиклы будут импортировать на Запад из Москвы!
- Это на каком же основании?
- Я уже десять лет в Нью-Йорке, столице мюзикла, не пропустил ни одной премьеры, а их там в год штук двадцать. И вот убедился: Москва может войти в число столиц этого жанра - посмотрел "Норд-Ост". Это, без сомнения, - спектакль мирового уровня. Он превзошел все мои ожидания, хотя удивить меня трудно: видел я и падающую на головы зрителей люстру в "Фантоме", и садящийся на сцену вертолет в "Мисс Сайгон". Но самолет в "Норд-Осте" производит очень мощное впечатление, как и замечательный финал. И главное - авторы овладели приемами современного менеджмента... Спектакль напомнил мне знаменитый "Рэгтайм" по роману Доктороу: оба - "эпические мюзиклы", охватывают жизнь нескольких поколений. В обоих много стилистических музыкальных пластов. А слабости "Норд-Оста" заложены еще у Каверина: жизнь в 30-х была куда мрачнее, часть людей сидела, другая - на них стучала. Этого нет ни в романе, ни в спектакле. Ты скажешь: а зачем?
- Скажу. В американских мюзиклах 40-х тоже ни слова о судах Линча.
- Конечно, авторы "Норд-Оста" очень точно почувствовали, что нужен позитив: хватит самоуничижаться. Создали замечательных героев и образ динамичной страны. Но вот же "Рэгтайм" включает и политические мотивы, и расовые! Я сейчас пишу музыку для фильма "Московская сага" по Аксенову, снимает Дмитрий Барщевский, - там есть и светлое, и черное. Из такого материала может однажды родиться и мюзикл, более полно изображающий то, что страна пережила.
- А что ты думаешь о "Метро"?
- Превосходная труппа, профессиональный менеджмент. Но мюзикл мне не нравится: там история совсем никакая - банальная, устаревшая. Не случайно это был один из самых больших провалов на Бродвее. А в России спектакль неожиданно пошел - благодаря молодому задору и энергетике. И еще - местоположению Театра оперетты.
- Сейчас там ставят "Нотр-Дам" Ричарда Кошанте - слышал?
- Этот сюжет в мюзиклах являлся уже много раз. У Кошанте музыка вторична, хотя много красивых номеров. Надеюсь, что мощные труппа и менеджмент "Метро" не зациклятся на привозных мюзиклах. "Норд-Ост" ценен именно тем, что российские авторы на российском материале вышли на мировой уровень.
- Расскажи о своих новых московских проектах.
- В декабре выйдет мюзикл, который ставит в Театре Луны Сергей Проханов по мотивам набоковской "Камеры обскуры". Играют Евгений Герчаков, Игорь Ливанов, Елена Кондулайнен, в роли писателя Дитриха Зегелькранца Марк Рудинштейн. У второго проекта пока три рабочих названия: "Савонарола", "Фьоренца" или "Монарх, блудница и монах". Тоже мюзикл, ставит его выпускной курс ГИТИСа, которым руководит мэтр нашей музыкальной сцены Георгий Ансимов.
- Судя по всему, ты в Москве всерьез и надолго.
- Весной хочу провести целый авторский фестиваль: там Петербургский театр "Рок-опера" покажет "Орфея и Эвридику", театр "Шалом" - "Блуждающих звезд", из Оренбурга приедет мюзикл "Закат" по Бабелю, из Новоуральска - "Разбитое зеркало". Симфонический концерт в Доме композиторов, гала-концерт в Театре эстрады и эти два новых мюзикла. Так что неважно, где живет человек, важно, где он работает.
- Зато в Нью-Йорке ты теперь больше по кино...
- Уже три года делаю фестиваль русских фильмов. Единственное место на свете, где можно за неделю посмотреть все русские новинки. Это и в Москве трудно. Фестиваль привлек внимание даже несмотря на то, что проходил через месяц после манхэттенской трагедии.
- События 11 сентября, ты говорил, коснулись тебя впрямую?
- Мой офис закрыт до сих пор. На крыше - обломки самолета, щебень. Я и сейчас не знаю, что там уцелело... И все же мы фестиваль провели, в этом очень помогают МИД и Министерство культуры России. Конечно, пропагандировать русское кино в Америке - что ехать со своим самоваром в Тулу.
- Но смотрят же там картины из Тайваня! Какие фильмы на последнем фестивале пользовались успехом?
- Традиционный интерес к Сокурову, поэтому - "Телец". Хорошо прошли "Нежный возраст" Соловьева, документальные фильмы.
- А каковы успехи за кордоном Журбина-композитора?
- Написал музыку к двум малобюджетным фильмам, нескольким офф-бродвейским спектаклям, выступал с авторскими концертами по всей стране, в том числе и в Карнеги-холле. Войти в большой бродвейско-голливудский бизнес не удалось, но я ни о чем не жалею. Надеюсь, успешней будет судьба моего сына Льва - он уже написал музыку ко многим американским короткометражкам и у него большие планы.
- Глядя из Америки - есть у России шанс выйти на мировой рынок?
- В последние месяцы отношение к России резко переменилось к лучшему. Здесь в Москве я остро ощущаю энергию этих перемен: есть все предпосылки для нового расцвета искусства. Путин сказал в Музее Гуггенхайма: единственный вид экспансии, которую мы признаем, - культурная. Она практически уже началась, и мне это очень нравится.
|
|