|
Подшивка
В направлении "Норд-Оста". Несколько слов
01.11.2001
Театральный смотритель Когда у творческого человека появляются большие деньги, всякое может случиться. Если отбросить вариант чисто "внутреннего" потребления, то публичное проявление возможностей может принимать очень разные формы. Совсем нередко это осуществление давней - возможно, еще детской - мечты. Кто-то баллотируется в президенты, кто-то покупает футбольную команду или какое-нибудь издание, кто-то вкладывает деньги в кино, приглашает любимых артистов или сам подбирает себе какую-нибудь роль. Во всяком случае жизнь окружающих от этого обычно становится только веселее и лучше. Успешный бизнесмен и известный бард Георгий Васильев вместе со своим партнером по дуэту Алексеем Иващенко решил, что стране не хватает классического мюзикла и им вполне по силам с этой проблемой справиться. Что ж, правильно сделали - всегда интересно увидеть, как реализуется мечта талантливых людей. Выступив почти во всех ролях, кроме исполнителей - идейных вдохновителей, менеджеров, авторов, постановщиков - они, кажется, могут быть вполне удовлетворены полученным результатом: проект хорошо раскручен, приходят именитые гости, зрительный зал заполнен, все довольны.
Но что-то мешает говорить о безоговорочном успехе. Постановка, особенно в первом действии, чуть скучновата, музыка чуть простовата, слова чуть странноваты… Вроде бы все сделано очень продуманно, просчитанно, грамотно, аккуратно, но совсем уж цельного действа не получается. Так бывает, когда вроде бы собраны все ингредиенты и рецепт четко соблюден, а блюдо получается средненьким. Получается, что одного знания секретов успеха недостаточно для его достижения.
Можно попытаться понять, что же в результате оказалось "не так". Нет претензий к содержанию - роман Вениамина Каверина "Два капитана" стал именно основой, число действующих лиц сократилось, события перегруппировались, в результате все обрело вполне достойный вид. И пусть знаменитое "Бороться и искать, найти и не сдаваться" в явном виде ни разу, кажется, не произносится, это подразумевается. Хорошо работают артисты - и взрослые, и особенно дети. Сейчас кажется, что чуть не хватает "накатанности", но это дело наживное. В сценографии все как обещано - сложно, ярко, красиво, интересно, дорого. Постановочные приемы, гарантирующие успех, используются по полной программе: дети, чечетка, ансамбли, дуэты - все это хорошо и с юмором. Остаются музыка и текст.
Как это нередко случается, с самой, казалось бы, легкой и знакомой частью - собственно сочинительством - оказалось больше всего проблем. И дело даже не в том, что что-то не получилось. Скорее наоборот, все вышло как обычно. Наверное, знакомство с песенно-концертной деятельностью дуэта сыграло свою злую шутку. Легче всего с текстом - понятно, что то, что некоторым показалось графоманством, на самом деле просто вполне в духе авторов. Замечательно, что хорошее чувство юмора никуда не делось. Хуже оказалось с музыкой - очевидно, что она написана именно этими людьми. (Во втором действии в качестве одной из тем возникает песенка "Жизнерадостные горемыки", некоторое время приходится осмысливать радость узнавания.) Все очень привычно - и в работе со словом, и в музыке. Временами возникает ощущение, что сейчас очередная песенка закончится, и начнется привычный диалог: "Георгий Леонардович… - Алексей Игоревич…" Как-то очень запросто все действие разложилось в уме на двух исполнителей - и очень даже неплохо получилось. Для полноценного трехчасового мюзикла этого все-таки маловато. Может быть, следовало больше задействовать кого-то со стороны - например, того же аранжировщика Сергея Чекрыжова, который помимо оформления рекламных роликов и заставок создает очень любопытные вещи. Но это все из разряда возможного.
Реальность же такова. В соответствии с законами бизнеса создан и запущен театральный проект для тех, "кто в театр ходит редко". В нем есть все, что, как считается, нужно зрителю - сюжет, музыка, юмор, танцы, спецэффекты. Есть ощущение, что от спектакля к спектаклю он может становиться лучше. Грамотная организация бизнеса - сувениры, реклама, удобство покупки билетов - тоже даст свой результат. Хочется пожелать этому делу успеха. А если на следующий день ничего не можешь вспомнить - так можно посмотреть еще разок.
P.S. Когда-то уже достаточно давно именно на концертах Иващенко-Васильева привычные среди слушателей магнитофоны вдруг сменились видеокамерами. Сейчас в антракте зрители разбираются со свежеприобретенными мобильными телефонами. Всем хочется чего-нибудь радостного, светлого, сказочного…
|
|