|
Подшивка
«Норд-Ост» дует в сторону Цекало
02.11.2001
Трибуна Александр Цекало как продюсер ставит мюзикл «Норд-Ост» по классическим бродвейским технологиям на основе романа Валентина Каверина «Два капитана». Чтобы окупиться, этот проект должен идти два года при аншлагах. Сегодня участник бывшего кабаре-дуэта «Академия» у нас в гостях.
- Саша, вы любитель острых ощущений. Разве вы не рискуете? Но нет ли доли авантюризма в подобном проекте?
- Кто-то должен относиться к театру, опере, мюзиклам в конце концов как к искусству, как к бизнесу. Если этого не произойдет, искусство так и будет ходить и клянчить: «Дайте нам денег, станьте нашим спонсором!» За границей давно все вкладывают деньги в искусство и получают прибыли. Пока не произойдет слияния «города и деревни» - шоу и бизнеса, - никакого шоу-бизнеса не получится. Понятно, что те, кто вкладывал деньги в наш проект, не мальчики в бизнесе.
Мы изучали классические технологии мюзиклов в Лондоне. Наш официальный консультант - постановщик популярных мировых мюзиклов компания «Камерон и макинтош», продюсерами стали известные мюзиклы, такие как «Кэтс», «Фантом оф опера», «Мизерабльз» и другие. Но мы подошли к нашему проекту как отечественные производители. Музыку написали барды Алексей Иващенко и Георгий Васильев.
- Почему для мюзикла был выбран серьезный, классический роман Валентина Каверина «Два капитана»?
- Всем порядком поднадоели стрелялки и убивалки. Поэтому в основе - русская литература, наши герои, патриотическая тема, национальная идея. Любовь, дружбу, романтику, семью еще никто не отменял.
- Недавно на премьере побывали дети и внуки писателя. Для них наверняка было неожиданностью - классика и музыкальное шоу...
- Вначале родственники Валентина Каверина с некоторой опаской отнеслись к самой идее, но в зрительном зале в их глазах я страха не видел. Спектаклем они остались довольны.
- Единственный до недавнего времени отечественный мюзикл - рок-опера «Юнона и Авось», поставленная Ленкомом, прошел по стране с факелом в руках. Однако в Америке, как говорили очевидцы, спектакль был принят прохладно. Вы не собираетесь гастролировать с «Норд-Остом»?
- Нет, мы об этом пока не думали. Нас интересует наш рынок. Да и потом - это было бы непросто: декорации вмонтированы в фундамент и весят шесть тонн. (Макеты самолета, поезда, трамвая сделаны в натуральную величину. - Е. В.).
Мы не ставили перед собой цели набрать неизвестных или известных исполнителей. Нам нужны были те, кто умеет петь и танцевать, двигаться. Прелесть мюзикла в том, что он дает каждому актеру свой звездный шанс. У всех есть ролики, роли, ролищи - все видны. Здесь нет массовки - есть артисты одного ансамбля. Это как семья, где нет главных и любимых У нас играет много детей - тридцать восемь человек. У нас заняты актеры Театра на Таганке - Юра Мазихин и Ира Линдт. Катю Татаринову играет Катя Гусева, до этого она уже снималась в кино.
- У вас не было соблазна поучаствовать в действе?
- Нет. Если бы мне захотелось сыграть какую-то роль, нужно было бы пройти, как и всем, отбор.
- Недавно у вас случилась еще одна премьера - одна из главных ролей в фильме «Ландыш серебристый». Это дебют в кино?
- До этого фильма я снялся в нескольких эпизодических ролях, про которые мне даже страшно вспоминать. Когда это начинают показывать - хочется скупить все телевизоры, чтобы никто этого не видел. А работа в «Ландыше», напротив, приносила удовольствие и одновременно боязнь того, могу ли я соответствовать уровню Володи Ильина, Валеры Гаркалина, Юры Стоянова - они настоящие актеры. Кстати, «городошник» Юра Стоянов семнадцать лет проработал в БДТ, играл ведущие роли. Многие решили, что сценарий написан под меня. Неправда, он был готов три года назад.
- Не прошло и десяти лет, как вы стали популярным телеведущим. С утра пораньше по выходным дням с инфантильно-угрюмым выражением лица произносите: «Доброе утро, страна!» Прошу, только откровенно: нет ли желания поменять имидж?
- В проектах в связи (сейчас попробую сумничать)... с определенным повзрослением есть намерение по-новому позиционировать Александра Цекало на телевидение. Как это произойдет и когда - я не знаю.
- Повторить-то фразу сможете? Ну ладно, в любом случае зрители привыкли вас видеть по телевизору в паре с Лолитой...
- Мы остались вместе только в передаче «Доброе утро, страна!». Если со временем и произойдет какая-то замена, свыкнемся и с этим. А ведь я еще пишу сценарии к передаче. Надо придумать столько шуток на все выходные, чтобы зрителям было не скучно утром пить чай с бутербродом.
- Мультизаставка к передаче сделана в стиле «Ну, погоди!», где роли Волка и Зайца исполняют бывшие «академики». Это соответствовало вашим характерам на сцене. И в жизни тоже?
- Там, где работают двое на сцене, или там, где двое живут семьей (сейчас не обо мне речь), главных не бывает. Если кто-то становится главным - с этого момента начинается развал. Уберите Зайца - и Волк станет никому не нужен. А не будет Волка, Заяц станет дебильной ушастой зверушкой. Конфликт всегда должен быть. Даже если ты на сцене один.
- Однажды вам был задан нелицеприятный вопрос: «Каково провинциалу удержаться на плаву в столице?» Рядом с вами была актриса, которую это определение оскорбило, а вас?
- В слове «провинциал» нет ничего обидного. Почему я должен стесняться, что я не родился в Москве? Я горжусь, что родился в Киеве. Вообще родину надо любить за что-то конкретное. Провинциалы более расторопные люди.
Когда я приехал в Москву, жил на вокзале, в подвалах, спал в коридорах театральных училищ - поскитался, одним словом. Начал писать какие-то сценарии для «Утренней почты», для детской передачи «Отчего и почему?». Все это очень длинная история.
- На пути каждого из нас появляются люди, которые вольно или невольно направляют нас по жизни. Расскажите о них.
- О-о-о! Это был замечательный педагог по математике - Савелий Натанович Рабинович, которого наняли мне родители, чтобы я стал еще умнее и выучился на инженера, как они. Учитель подсовывал мне книжки с репродукциями Тулуз-Лотрека и Сальвадора Дали. Он собирался поехать со мной вместе в Москву сдавать экзамены - на тот случай, если я не смогу что-то решить. Он мне говорил: «Уезжай из этого города. Здесь нечего ловить».
Позже я понял смысл его слов, когда город выгнал меня, исторг из себя. Меня заставляли петь на украинском языке. На конкурс артистов эстрады мои песни не брали, потому что я не был членом Союза композиторов. Еще могли исполняться песни, если они подходили под статью «музыка народов СССР». Тогда я поинтересовался: не принадлежу ли я к какому-нибудь народу СССР? Мне чиновник по фамилии Ивченко популярно объяснил: «Нет, Цекало, не принадлежишь. Ты, Цекало, не народ СССР. Я тебе так скажу, Цекало: езжай в Москву и делай там все, что хочешь».
У нас все делается не благодаря, а вопреки. И это прекрасно. Это порождает сильных людей. Поэтому наш народ непобедим.
- Однако, не имея тыла, скажем, в нефтяной скважине артист навряд ли станет известным...
- Разница только во времени, которое тратится на подъем. Признание публики не покупается ни за какие деньги и ни за какие несчастья. Зрителям по барабану, откуда ты приехал и сколько у тебя денег. Имеет значение - нравится ли то, что ты делаешь. Если люди одинаково талантливы, то те, у кого есть финансирование, станут популярными быстрее.
- Кто вложил деньги в ваш последний проект - «Норд-Ост», если не секрет?
- Один из основных инвесторов - господин Зимин, человек, который создавал «Би Лайн». Кстати, любопытно, что у него дедушка был учредителем первой частной оперы в России. Так что тут хорошие меценатские корни. Один из авторов мюзикла, Георгий Васильев, тоже стоял у истоков «Би Лайна». Спонсорами стали такие компании, как «Тройка-диалог», «Планета фитнес».
- Вы серьезно занялись новым проектом. Остается ли время на музыку, песни? Сколько, по вашим подсчетам, их было написано?
- Из шести альбомов «Академии» - половина моих песен. Я больше не занимаюсь ни пением, ни музыкой. Если бы мне это было интересно, я бы нашел время - ночью писал бы. Жалко тратить время и делать что-то без удовольствия.
- Кто вас научил себя любить?
- Помните, я рассказывал про своего учителя? Однажды он случайно выпустил дым на меня и извинился. Я ему: «Да ничего-ничего...» Тогда он посмотрел на меня так с прищуром, затянулся и снова пустил мне в лицо облако дыма: «Если тебе что-то неприятно - никогда не говори «ничего-ничего». Я запомнил это надолго...
- Вы согласны с такой теорией, что полезно раз в десять лет все круто поменять в своей жизни, чтобы ощутить приток свежей крови?
- Я бы тогда сказал: раз в двенадцать лет (это харизматическая, цикловая цифра). Свежая кровь всегда нужна в виде нового направления в рамках твоего дела, в виде нового жилья, новых знакомых, новой женщины, нового ребенка...
Елена ВОЛКОВА.
|
|