Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

Первым делом самолеты

23.10.2001

Itogi.Lenta.ru
Ярослав Седов


Алексей Иващенко и Георгий Васильев превратили "Двух капитанов" в музыкально-патриотическую мелодраму


Уже за полгода до премьеры постановщики мюзикла "Норд-Ост" могли похвастаться, что размах рекламной кампании их проекта перекрыл все, что когда-либо предпринималось в России для раскрутки театральных шоу. А предпринималось немало. Достаточно вспомнить, что Стас Намин приглашал Зураба Церетели оформить в Театре эстрады новую версию бродвейских "Волос". Продюсеры "Метро" убедили Филиппа Киркорова выйти на сцену, а Бориса Ельцина - посидеть в зрительном зале. Но чтобы за несколько месяцев до первого спектакля по всем теле- и радиоканалам, со страниц всех журналов, из всех углов и дыр сообщалось, что: "Наконец-то в Москве появится классический мюзикл, самый бродвейский", - такого, кажется, еще не было. План проезда к "театральному центру на Дубровке" (то есть, к переоборудованному ДК Подшипникового завода), где спектакль можно будет увидеть ежедневно, кроме понедельника, напечатали даже на проездных билетах и календариках. Казалось, включи утюг - и оттуда раздастся угрожающее заявление: "На сцену садится самолет-бомбардировщик в натуральную величину".


Самолет на сцену действительно садится. Красивый, серебристый, мигающий лампочками, с бешено вращающимися пропеллерами, он картинно приземляется среди ледяных торосов в кульминационный момент спектакля. Есть и другие сценические эффекты: пять мостов, то составляющих подиум, то поднимающихся над сценой, вздыбленные льдины, в финале образующие остов погибшего корабля, зимний каток, движущийся поезд, трамвайный вагон, в котором отплясывают мальчишки-оборванцы, и тому подобное. Но привлекательнее всего в спектакле все же не бутафория. Основную ставку авторы мюзикла сделали на сюжет и не проиграли. Они удачно переделали роман Каверина в захватывающую мелодраму, которая в течение трех часов держит зрителей в напряжении.


Однако вернемся к самолету. Устраняя поломку, главный герой - пилот Саня Григорьев - находит место гибели пропавшей экспедиции, которую мечтал отыскать всю свою жизнь.Сквозь рев волн и завывание ветра замогильный голос читает письмо капитана Татаринова, и мы узнаем о зловещей тайне: экипаж судна гибнет, посылая проклятия какому-то Николаю, подсунувшему экспедиции негодное снаряжение. Затем одна за другой следуют душераздирающие сцены: на глазах немого мальчика бандит убивает почтальона, подозрение падает на отца ребенка, маленький свидетель не может защитить несчастного и лишь прячет сумку с письмами, среди которых то самое - про гибнущую экспедицию. Накал страстей ничуть не противоречит подзаголовку спектакля "для семейного просмотра". Ужас точно дозирован: его ровно столько, чтобы дети, не отрывая глаз от сцены, хватали родителей за руку: "Мама! Как же мальчик будет жить один? И что же - бандита не поймают? А кто найдет экспедицию?"


Разумеется, все закончится хорошо. Мальчика научат говорить, он станет пилотом, одолеет бюрократов, выживет во время войны и разоблачит всех злодеев. А еще у него будет большая любовь, которая выдержит все испытания. Чтобы не томить публику, авторы мюзикла позволили Сане и Кате объясниться друг с другом посредине действия. Но тут же разлучили героев, чтобы они воссоединились лишь в конце спектакля, когда все тайны будут раскрыты, а права на счастье завоеваны.

Иващенко и Васильев не иронизируют над воспитательным пафосом романа Каверина, они охотно соглашаются, что надо иметь сильный характер, помогать попавшим в беду, добиваться справедливости и вообще отстаивать нравственные ценности. Удача в том, что, поддерживая этот пафос, они остались в границах мелодраматического жанра и не впали ни в карикатурность, ни в пропагандистский азарт. Остается основной лирическая тема, оттененная сатирическими сценками в духе студенческих капустников, куплетами прохожих, жителей коммунальной квартиры, машинисток-бюрократок, мальчишек, пилотов и прочих.

Музыка остроумна и мелодична - собственно, это лучшее, что есть в спектакле. Авторы рекламных текстов преувеличивают, сравнивая ее с уэбберовской. Но после однообразного грохота "Метро", пошловатых напевов "Бюро счастья", невнятных мелодий "Греховодника" и прочих несуразиц наших доморощенных мюзиклов можно только радоваться, что Иващенко и Васильев потрудились не просто сочинить красивые темы (этим-то они и знамениты в своих бардовских песнях), но и грамотно их оркестровать.


Знатоки жанра мюзикла не преминут заметить, что в "Норд-Ост" нет музыкального номера, который мог бы претендовать на роль хита спектакля (вроде Memory из "Кошек"). Скептики наверняка скажут, что оформление мрачновато (с этим ничего не поделаешь, такой уж сюжет), а хореография примитивна (а тут что-то можно поправить).


Играть спектакль с сюжетом из советских времен в заводском Дворце культуры на окраине Москвы - это, конечно, концептуально. Но много ли найдется родителей, которые потащат в такую даль детей для "семейного просмотра", чтобы возращаться домой заполночь? Тем не менее подобным придиркам не нужно придавать слишком большого значения. Все-таки "Норд-ост" - наш первый мюзикл, который хорош в целом, тогда как его конкуренты привлекают лишь отдельными эффектами. Стоит увидеть это. И, конечно, тот самый самолет, который садится прямо на сцену.