|
Подшивка
Москва во власти "Норд-Оста"
07.02.2002
Тверская, 13 Хит нынешнего столичного театрального сезона - классический мюзикл «Норд-Ост», созданный при поддержке правительства Москвы, с успехом выдержал сотый спектакль. Как и первые 99, он был сыгран при абсолютном аншлаге. О причинах столь серьезного успеха сегодня размышляют создатели и участники отечественного мюзикла.
Впервые в истории российской театральной жизни спектакль идет ежедневно в течение трех месяцев, неизменно собирая при этом полные залы. Видимых причин для столь серьезного ажиотажа как будто бы нет: артисты, занятые в постановке, до премьеры «Норд-Оста» «всерьез» нигде не засвечивались. Роман Вениамина Каверина «Два капитана», бесспорно, любим представителями многих поколений, но не настолько, чтобы хранить его под подушкой и зачитывать до дыр и уж тем более - грезить им наяву. Явной «развлекухи» и желтизны, способной привлечь средне-статистического зрителя, неискушенного в театральных изысках, в спектакле как будто не наблюдается. Ослепительный блеск костюмов также отсутствует по причине серьезности поднятой темы и абсолютной ее некуртуазности. Предположить, что большинство зрителей приходит исключительно ради того, чтобы полюбоваться, как на сцену под вполне натуральный рев двигателей опускается бомбардировщик, не сильно отличающийся от настоящего, было бы по меньшей мере странно.
В чем же секрет столь бешеного успеха? С одной стороны, его можно объяснить ориентированностью на «семейное зрелище», доступное и интересное представителям различных возрастов и социальных категорий. С другой - некоторыми цифрами, фактами из «биографии» спектакля. Представьте, 1165 зрителей может смотреть мюзикл «Норд-Ост» одновременно. 15 метров составляет размах крыльев самолета-бомбардировщика, который совершает посадку на сцене театра, а все декорации мюзикла весят более 6 тонн. В действии участвует 180 персонажей, которых играют всего 27 актеров, причем 5 из них - абсолютные универсалы, способные выступить в любой из ролей. Но все же главное достоинство спектакля - его потрясающая цельность и органичность, которым нисколько не мешают ни пересаженные на отечественную почву бродвейские технологии, ни объемность освоенного материала. Есть и еще одна характерная деталь, заметная даже невооруженным глазом. Спектакль не вызывает ощущения претензии, за кулисами не прячутся надутые от гордости щеки и не слышен противный шепоток, дескать, «что нам Бродвей, и мы могем не хуже!» Задачи здесь другие, а значит, и средства их достижения - тоже. Не стремление переплюнуть и что-то кому-то доказать, а желание рассказать светлую и жизнеутверждающую историю любви и становления человеческих характеров, стремления к поставленной цели и верности собственным идеалам, полное неприятие предательства и торжество справедливости. Согласитесь, непросто уложить в три часа (которые, собственно говоря, и длится спектакль) два тома серьезного произведения, не потеряв при этом ни его драматизма, ни тонкой лиричности и психологизма, ни патриотичности и, наконец, нисколько при этом не перегрузить зрителя. Однако отцам-основателям мюзикла Алексею Иващенко и Георгию Васильеву в народе известным как дуэт «Иваси», сочинивший хит про Глафиру и сыр и др. и пр.), написавшим музыку и либретто, а заодно и поставившим спектакль, это вполне удалось.
Об этом свидетельствуют оценки, выставленные самым справедливым и неподкупным
жюри - зрителем. 40% посетивших спектакль утверждают, что в «Норд-Осте» им нравится абсолютно все, 38% особенно отмечают декорации, 36 - музыку, 33 - режиссуру, а 32% - игру актеров. Что характерно, по данным социологического опроса, выявившего вышеназванные цифры, 36% зрительской аудитории составляют юноши и девушки до 22 лет. Вот и верь после этого в мифы о беспринципности нынешней молодежи и полном отсутствии у нее высоких идеалов! Впрочем, пора дать слово и виновникам этого несомненного торжества.
Георгий Васильев, продюсер, один из двух авторов либретто, музыки и постановки.
- Своих будущих героев мы выбирали из числа профессиональных актеров, имеющих специальное образование. Причем предпочтение отдавали не оперным или опереточным, а драматическим артистам. В этом первая особенность спектакля. Вторая заключается в сознательном отказе от участия звезд. Как и любой мюзикл ежедневного показа, «Норд-Ост» просто не мог ориентироваться на них. Практика показывает, что знаменитости не выдерживают бешеного ритма ежедневного показа, начинают капризничать, просить большие деньги и всячески тянуть одеяло на себя. Здесь это невозможно, поскольку крайне важен психологический климат в коллективе - как воздух необходима взаимовыручка, артист должен не выпендриваться, а работать. Представьте, по ходу спектакля нужно сыграть 180 ролей, а в труппе всего 27 взрослых актеров и 11 детей. Артисты вынуждены постоянно сменять друг друга, в первых эпизодах мы даже используем исполнителей главных ролей, пока зритель их еще не может узнать. И знаете, не отказываются, потому что понимают: они - такие же простые и работящие ребята, как и все остальные члены труппы.
Мы благодарны за огромную поддержку, которую нашему проекту оказало московское правительство, хотя полтора года назад, когда мы просили о помощи, у нас не было ничего, кроме нескольких демонстрационных аудиозаписей и горящих глаз. До сих пор не знаю, что же оказалось убедительней. Возможно, сыграл свою роль и солидный послужной список, который за много лет накопился у нас с Алексеем Иващенко. Ведь за плечами осталось немало громких культурных проектов, в том числе и популярные сейчас "Песни нашего века". Кстати сказать, когда мы только раскручивались и давали первые спектакли, столичные власти пообещали нам в случае успеха мюзикла через некоторое время переименовать по названию спектакля троллейбусную остановку напротив театра. Мы отыграли сотый спектакль и наглядно продемонстрировали свою стабильность, так, может быть, уже пора закрепить название «Норд-Ост» в московской топонимике?
Но оставив в стороне шутки, скажу, что главное достоинство спектакля в том, что он русский. Здесь все наше - музыка, постановка, литературная основа. Несмотря на рассуждения о бродвейских технологиях, все от начала до конца сделано нашими людьми, причем сделано так, как это принято в традициях русского театра. Мы не копируем ни бродвейские декорации, ни технику актерской игры, ни вокал. Мы делаем все так, как понимаем сами. "Норд-Ост" следует рассматривать как глубоко русское произведение, организованное по канонам западного менеджмента. Вот ведь в чем парадокс!
Конечно, приходится осознавать, что рано или поздно интерес к нашему детищу ослабеет и люди перестанут приходить на спектакль. Вот тогда мы его закроем. Разумеется, всего сделанного будет ужасно жалко, я, например, буду плакать горючими слезами. Но бизнес есть бизнес. Мы не бюджетный театр и кормим себя сами, а потому зависим только от зрителя.
Екатерина Гусева (Катя Татаринова):
- Мне нравится моя героиня, это женщина с твердым характером, огромной силой воли и верой в себя, в свою любовь. «Норд-Ост», на мой взгляд, настоящее явление в культурной жизни столицы. Мне кажется, наш спектакль открыл новое театральное направление и высокая мюзикловая волна как девятый вал в ближайшее время захлестнет Москву. Может быть, задержится на время, а может, останется навсегда. Но, думаю, наш спектакль еще проживет на московской сцене минимум года два. Ведь он пробуждает у зрителя светлые чувства умиления, гордости за свою страну, за торжество любви, дружбы и справедливости. Он ориентирован на ценности, простые и понятные всем людям, и поэтому находит отклик во многих сердцах.
Юрий Мазихин (Николай Антонович Татаринов):
- Главное, чтобы в роли была заложена судьба человека, тогда будет интересно и зрителю, и актеру, который эту роль исполняет. У моего героя такая судьба есть. Несмотря на его «злодейский» отблеск, я его очень люблю. Мой персонаж абсолютно не виноват в смерти своего брата, равно как Саня Григорьев не виноват в смерти Марьи Васильевны.
Произведение, по которому поставлен «Норд-Ост», само по себе гениально, эта конфликтная вещь по-здоровому патриотична, в хорошем смысле конфликтна, очень лирична и, безусловно, психологична. В России же, как известно, комедии чаще всего превращаются либо в трагикомедии, либо в мелодрамы. На мой взгляд, это совсем неплохо, видимо, в этом и заключается своеобразие русского мюзикла. И потом, всем, кто присастен к постановке «Норд-Оста», есть чем гордиться: в репертуарных театрах сотый спектакль обычно играют через два-три года после премьеры. В нашем случае со дня первого показа прошло два месяца. Это нонсенс, во всяком случае в России такое происходит впервые.
Светалана Мариничева
|
|