Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

ИВАСИ - рыба крупная

27.11.2001

ТРИБУНА
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВ И АЛЕКСЕЙ ИВАЩЕНКО - О СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ И БИЗНЕСЕ


Знаменитый авторский дуэт - Иваси - не устает удивлять и сейчас, когда большинство их соратников по бардовскому цеху скромно доживают век, старясь вместе со своими зрителями в залах ДК. Знатоки жанра помнят их песни - замечательная музыка, остроумные стихи, великолепные концерты. Но затем по нарастающей: «Песни нашего века» - проект, давший старым гитарным хитам вторую жизнь, теперь вот - грандиозная постановка мюзикла «Норд-Ост». по мотивам каверинских «Двух капитанов»...


Что движет ими? Романтика? Тяга к славе? Деньги?


- Георгий Леонардович, вы - преуспевающий бизнесмен, один из создателей сети «БиЛайн», основатель и генеральный директор фирмы «Гудвин».


Алексей Игоревич, вы - несомненно, востребованный актер, вашим голосом говорят Брюс Уиллис и Хью Грант, Джин в мультсериале об Аладине, Дональд Дак во всех фильмах диснеевской студии, к тому же - автор многих популярных рекламных роликов.


Все у вас есть... Складывается впечатление, что, затевая очередной творческий проект, вы просто тратите деньги для души. Ведь сомнительно, что 4 миллиона долларов, вложенные в «Норд-Ост», когда-нибудь вернутся?


ГВ: Знаете, чем мелкий предприниматель отличается от крупного? Размером долгов. У крупного они больше. Так вот, мы действительно романтики, но не с большими кошельками, а с большими долгами. Другое дело, мы не смогли бы влезть в эти долги, не имей определенной репутации в бизнесе. Нам, тьфу-тьфу, пока верят. Не только потому, что мы такие хорошие. Пока у нас не было провальных - в том числе и в коммерческом смысле - проектов. Те же «Песни нашего веко» уже окупились, кредиты возвращены.


- Так значит, для вас это бизнес? А душа тут ни при чем?


АИ: Мы лет двадцать бредили музыкальным театром, но ничего не могли сделать, пока не поняли, что это настоящее большое производство.


ГВ: И начали мы не со слов и музыки (за них мы взялись только через пару лет после начала проекта), а с того, что стали изучать технологию театра одного спектакля. Ведь его в России до сих пор не существовало. Такой театр работает совершенно на других экономических, организационных и технических принципах. Для того чтобы постичь эту технологию, мы связались с крупнейшим в мире театральным продюсером Камероном Макинтошем и попросили разрешения на постановку его мюзикла «Les Miserables» (no мотивам «Отверженных» Гюго). И неожиданно получили это разрешение, и уже практически все подготовили, но...


АИ: К счастью, у Георгия Леонардовича сработала «финансовая интуиция» - как раз накануне кризиса 1998-го. Он посчитал коммерческие условия проекта слишком жесткими. Спектакль просто не выжил бы. И мы отказались от услуг англичан.


- Но ведь и «Песни нашего веко» попали в эту черную полосу - однако выкрутились!


АИ: Это несравнимые вещи. В случае с «Отверженными» долги измерялись бы миллионами долларов. Мы бы ни за что не выбрались из этой ямы. В общем, прежде чем браться за «Норд-Ост», мы провели полное исследование: изучили рынок, подсчитали, сколько людей ходит в театр, с какой периодичностью, сколько они плотят денег, сколько приезжих и москвичей - и т.д. и т.п.


ГВ: Кстати, бизнес-проект - это не способ зарабатывать деньги. Это способ их вернуть. Риск? Безусловно. Мы первыми в стране начинаем индустрию мюзиклов ежедневного показа. До, в Америке, в Англии, в Германии - это процветающий бизнес, но здесь до нас никто этого не делал. Поэтому сейчас речь идет не о том, чтобы заработать, а о том, чтобы вернуть деньги, вложенные в проект.


АИ: Вот и с «Песнями нашего века»... Мы ведь вернули кредиты таким чудом, что в это поверить никто не может. Тратили мы до августа 98-го, а возвращали деньги уже после кризиса! Каждый концерт ПНВ в зале «Россия» (при том, что все авторы и исполнители отказались от гонораров) уносил (а не приносил!) по 2,5 тысячи долларов. Вы понимаете, что это такое - когда твоя работа только уносит новые деньги?


ГВ: А сейчас речь идет о других нулях, о гораздо большем риске. Но мы заведомо идем на этот риск.


- Тогда для чего же вы так рискуете, если не для заработка?


АИ: Да нет на этот вопрос одного ответа! Тут все смешалось...


ГВ: Хочется реализовать мечту нашей молодости. И чтобы в стране родился родной, российский мюзикл. И чтобы появилась новая индустрия.


АИ: И еще: во всем мире актеры в таких мюзиклах зарабатывают деньги, которые позволяют нормально жить и кормить семью.


ГВ: Да, это тоже очень важный стимул для нас - вытащить несколько десятков профессионалов из нищеты, дать им возможность профессионально расти, создать новый рынок труда для актеров мюзикла. В общем, мотивов много, и какой из них главный - я не скажу.


- И все-таки: через какое время окупится «Норд-Ост»?


ГВ: Очень многое зависит от цен на билеты. Мы вынуждены держать их даже ниже уровня цен на билеты в музыкальных театрах Москвы. Например, наши билеты в среднем существенно дешевле, чем на мюзикл «Метро». Но «Метро» идет 5-7 раз в месяц, а «Норд-Ост» - 25-30 раз в месяц. Чтобы собирать залы каждый день, надо удерживаться от соблазна снять сливки быстро. Самые дешевые билеты у нас 30 рублей, а самые дорогие - 900.


АИ: Если каждый день будет аншлаг, то через год проект еще не окупится, но долги мы, пожалуй, уже сможемь вернуть. Такие вот мы оптимисты...


- Почему вы сознательно приковали себя к одной площадке? Ведь те же бродвей-ские театры много гастролируют...


АИ: Нам пришлось перестраивать здание. Когда увидели «лестницы в небо», которые придумал наш замечательный художник Зиновий Марголин, мы ахнули и никаких упрощений себе не позволили. А когда наш технический директор Андрей Ялович рассказал, сколько все это будет весит... Каждая лопасть из пяти - около тонны! Основание, на котором они закреплены, забетонировано в фундамент здания. А лебедки, которыми перемещаются декорации, закреплены на крышных балках.
ГВ: В общем, в течение полугода нам пришлось спроектировать и построить целый завод по производству зрелища. Представьте себе, в обычном спектакле можно насчитать 3, максимум 10 перемен декораций, а в нашем мюзикле более 50. Да еще 151 звуковая картина, да еще 180 персонажей... Вот и покатайся с таким добром...


- Вы считаете себя профессионалами в шоу-бизнесе?


АИ: Делать то, что не нравится, бессмысленно. Для меня это сейчас работа, и, если я ее не знал, я бы научился, я продолжаю этому учиться.


ГВ: Безусловно, мы профессионалы, причем уникальные. Пока, кроме нас, в России никто не брался за создание театра одного спектакля. А вот, скажем, на организацию гастролей Элтона Джона мы не замахиваемся - другие это умеют лучше нас.


- Но для многих вы все-таки остаетесь прежде всего баодами с вашими «Глафирой» и «Моим милым». Вам это мешает в бизнесе?


АИ: Ну да, два «каэспешника» поставили мюзикл. Это все равно, что два филателиста построили автомобильный завод. Не путайте работу с увлечением! Бордовская песня для нас увлечение, на которое мы тратим свободное от работы время. А насчет профессионализма... Георгий Леонардович окончил не только географический, но и экономический факультет МГУ. Он кандидат наук. А у меня за плечами - актерское отделение Института кинематографии (мастерская Сергея Бондарчука}, работа с Алексеем Рыбниковым, в Театре киноактера, преподавание во ВГИКе, аспирантура у Алексея Баталова.


- Но вы, Георгий Леонардович, по-прежнему являетесь генеральным директором концерна «Гудвин». Какое же из двух дел у вас для души, а какое для заработка?


ГВ: Каждый новый проект меня увлекает по-настоящему, целиком и полностью. И «Гудвин» меня очень сильно увлекает. Ведь это единственная в России фирма, которая занимается производством радиотелефонов и конкурирует с западными грандами. «Норд-Ост» в экономическом смысле - тоже очень интересная и увлекательная задача. Азартная. Бизнес - это вообще спорт. Но в «Норд-Осте» мы с Алексеем Ивощенко выступаем не только как организаторы и продюсеры, но и как авторы. Мы сочинили этот спектакль от начала до конца - музыку, слова, поставили его. И как тут эту грань провести - что для души, а что для дела, ума не приложу. Все это страшно увлекательно. Но и ответственно тоже. Это тотализатор, ставкой в котором является жизнь: репутация, спокойствие, благополучие семьи. Представить страшно, что будет, если, не дай Бог, мы не вернем эти кредиты!


- А как к вам относятся наши мэтры бардовской песни? Не секрет, что есть трения между «шестидесятниками от гитары» и теми, кто «полез на эстраду»...


АИ: Для нас Городницкий, Берковский, Никитин - из столпов русской культуры. Мы их безгронично уважаем и очень дружны. Виктору Семеновичу Берковскому уже удалось посмотреть «Норд-Ост», ему очень понравилось. И для нас его мнение чрезвычайно важно.


- А акулы нашего шоу-бизнеса? Там ведь нравы попроще, чем у интеллигентных бардов...


ГВ: Да, первые отзывы на «Норд-Ост» в этой среде были неласковыми. Мы чувствовали некоторое пренебрежение. Но после премьеры тон изменился.
К новому жанру присматриваются очень пристально.


- Почему все-таки ваш выбор пал на насквозь советский роман Каверина?


АИ: На примете было 3-4 варианта, но... Они как-то не пелись от начала до конца. Я пошел в библиотеку и провел там четыре месяца - искал сюжеты, анализировал почти все бродвейские мюзиклы начиная с 1924 года (более 200 спектаклей!). Перебрали невероятное количество сюжетов. Вспоминали и «Капитанскую дочку», и Гоголя, и Куприна. Нашли два очень хороших сюжета (какие - тайна, скажу только, что их мы подглядели в литературе на рубеже XIX-XX веков). И все-таки остановились на «Двух капитанах». Кстати, вы заблуждаетесь: это не такое уж «советское произведение», хоть Каверин и получил за него Сталинскую премию. На самом деле этот роман по сюжету - абсолютный голливудский боевик.


- У вас нет ощущения, что романтика сегодня нерентабельна, на ней особо не заработаешь?


ГВ: Чепуха! Романтичность и сентиментальность - это свойство русской души.


АИ: Возьмите, к примеру, Достоевского - он полон убийств, страха, кошмаров, но при этом романтичен.


ГВ: ТВ и кино перевыполнили план по грязи. Люди устали от чернухи и безысходности. А «Норд-Ост» доставляет радость, вселяет веру в торжество добра и правды. Это красивая история любви, история, которой зритель верит. Для меня самого было потрясением услышать дружные аплодисменты на финальном поцелуе героев. Вот такая простая и сентиментальная реакция. А насчет рентабельности - посмотрим. Если зло будет «рентабельнее» добра, наше общество просто не выживет.


- Вашему дуэту уже 20 лет. Все время вместе: и на концертных площадках, и в студиях, и в бизнесе... И как вам удалось не разругаться за такой срок?


АИ: А мы и не мирились никогда. Как с самого начала встретились, так и не помирились до сих пор.


ГВ: Так и живем. Как Россия с Японией, между которыми до сих пор нет мирного договора.


Беседовала Елена РЕШЕТНЯК.