|
Подшивка
"Иваси" плывет навстречу "Норд-осту"
16.10.2001
Гудок Перед вами - не совсем обычная театральная рецензия. К её публикации нас привели два независимых соображения.
Первое - хороший информационный повод. К тому же - весьма оперативное его использование. Дело в том, что технология российского театрального производства предполагает специальные допремьерные прогоны - генеральные репетиции при публике. Демонстрируется уже готовый спектакль, без изъятий, остановок и исключений. На такие прогоны билеты не продаются, а приглашаются виднейшие и необходимые театру критики - ну и родственники исполнителей. Автору нижеследующего текста удалось побывать на прогоне активно рекламируемого мюзикла «Норд-ост», который обещает стать главным событием сценического дивертисмента в текущем сезоне.
Второе соображение связано с личностью автора рецензии, это пятнадцатилетний юноша. Человек, по определению, не владеющий (пока) кругозором, профессиональной стилистикой, терминологией и т.д., то есть всем необходимым для критика. С другой стороны, он, по определению же, не втянут в цеховые дрязги, не знает, что «принято» и «не принято» (в сугубо политическом смысле слова). Мне кажется, что вторые ценные аргументы пересиливают первые, не менее ценные ровно настолько, чтобы напечатать рукопись. В конце концов где, как не в «юниорской» возрастной группе, и искать надежды русской критики.
Алексей АНАСТАСЬЕВ, редактор отдела культуры.
Вслед за бродвейским мюзиклом «Метро» в столице вышло в свет и второе масштабное произведение такого рода - «Норд-ост» по книжке детства наших родителей «Два капитана» Каверина. Действие будет разворачиваться ежедневно на сцене специально оборудованного театра - бывшего заводского ДК в районе Дубровки. Самый эффектный эпизод надвигающегося шоу - здесь на сцену приземляется бомбардировщик. Непосредственная подготовка к премьере началась уже летом, но до решающей даты - 19 октября - запланировано ещё несколько пробных прогонов, или, как сказал один из авторов проекта, Георгий Васильев, «репетиций со зрителями».
Первый из таковых и состоялся на днях. Настоящий тяжёлый занавес. Оркестровая яма (вся музыка, как полагается на Бродвее, играется вживую}. Кстати, авторы оригинальной музыки и стихов - Васильев и Иващенко (помните бардовский дуэт «Иваси»? Это - они). Перед самым началом они вышли на сцену и бегло прокомментировали предстоящее, предупредив о возможных технических накладках; особенно запомнилась фраза: «Мы вместе посмотрим, как эта бандура будет садиться...»
И вот представление начинается - занавес разъезжается. Основными элементами декорации служат пять металлических платформ, поднимающихся или опускающихся в соответствии с требованиями действия. На заднем плане - экран из двух частей, на котором весьма качественно (хотя правая сторона иногда мелькает) имитируется фон: волны, облака,
фрагменты бомбёжки Ленинграда. Причём при последнем аттракционе сцена заполнилась дымом, он пополз в первые ряды, и кто-то начал кашлять.
По ходу действия мы были приятно удивлены - оказалось, пьеса вполне строго соответствует каверинскому оригиналу, отсебятины, считай, нет. На такие мелочи, как отсутствие Петьки или Александры, глаза можно закрыть.
Саша Григорьев, как и положено, подрастает, избавляется от немоты и перебирается в Москву, где ведёт весёлую жизнь на вокзале, пока не попадает в школу № 6. Всё это, естественно, представлено в танце и вокале, причём мило и иронично. Процесс взросления решён также изящно: на сцену по уже упомянутым платформам спускаются главные герои в «новом» возрасте и просто занимают место детей. Второй акт развивается ещё напряжённее, красивее и смешнее: тут и страсти в Москве, и война, и клевета Ромашова.
А потом наступает самое захватывающее (и долгожданное) - на сцену садится тот самый самолёт. Предшествует этому сначала ритуальный танец чукчей, а потом их диалог: «Вон большая белая лодка с трубой и чёрным крестиком. А вон самолётик!» Затем спор, кто в кого пустит снаряд. А потом откуда-то сверху, в вертикальном положении (вниз пропеллерами) на сцену опускается бомбардировщик. Немного покачавшись в воздухе, он выравнивается и плавно садится. Спецэффекты впечатляют: дым, грохот, слепящие прожекторы и мелькающие вспышки.
В неменьшей степени впечатляет встреча Саши и Кати: крутящийся на протяжении почти всего мюзикла пол разверзается, превращаясь в изломанные льдины. А из них строится нос корабля «Святая Мария».
Роман Каверина, вне всякого сомнения, не лёгкая комедия. Но, несмотря на это, спектакль получился, скорее, весёлым. Здесь поют чукчи и секретарша начальника Севморпути, бьют чечётку на лыжах, а «канцелярский» оркестр в составе арифмометра, счётов, печати и пишущей машинки исполняет залихватскую мелодию. К концу мюзикла с лёгким даже удивлением обнаруживаешь, что беспричинно улыбаешься и настроение у тебя превосходное. Недаром в программке значится: «Норд-Ост» - семейное зрелище».
Дмитрий РЕПИН.
|
|