|
Подшивка
Георгий Васильев: быть актером опасно для психики
21.05.2001
Семья Он - "половина" дуэта исполнителей авторских песен Иващенко - Васильев, известного под названием "ИВАСИ".
- Откуда такое "селедочное" название?
- Это слово мы никогда в отношении себя не употребляем и предпочитаем так не называться. Просто любители авторской песни, причем синхронно, в нескольких местах, придумали такое обозначение нашему дуэту.
Мы с Алексеем Иващенко сочиняем и выступаем вместе. Один я творческой единицы не представляю. У нас была песня про селедку Таню. Видимо, эта песня в мозгу какого-то остроумного человека связалась с нашими фамилиями, и в результате такого скрещивания получилась рыба.
- Как произошла ваша встреча с Иващенко?
- Мы встретились с Алексеем где-то в 80-м году, в МГУ. Я был студентом второго, а он первого курса географического факультета. Я искал талантливых ребят, поскольку уже начал заниматься самодеятельностью. Вот и привлек молодого Алексея в агитбригаду. Потом вместе работали в студенческом театре, начинали писать и творим больше двадцати лет. Причем откапывать Иващенко не было необходимости - он сам кругом появлялся, был видным человеком. Первый раз я его обнаружил в коридоре, когда он сидел с гитарой и что-то напевал.
- И с тех пор ваше совместное творчество длится и длится?
В последнее время нас не видно, не слышно, потому что больше года не даем концертов и более двух лет не сочиняем песен. Мы с Алексеем дали зарок не сочинять и не концертировать до тех пор, пока не выпустим мюзикл под названием "НОРД-ОСТ". Этот музыкальный спектакль сейчас дело нашей жизни.
- Что послужило толчком к такой перемене?
- У нас довольно большой опыт по части музыкальных спектаклей. Настоящий мюзикл мы взялись делать в 1996 году. когда появилась идея связаться со всемирно известной продюсерской компанией "Камерон Макинтош"'. Мы обратились к ним с просьбой предоставить нам права на репродукцию одного из мюзиклов для России. Получили права, постигли механику производства мюзиклов. Но грянул кризис, и мы вынуждены были отказаться от сотрудничества с англичанами. Но нет худа без добра! Весь наш опыт пригодился для создания мюзикла на российской основе. Нашли бесподобный сюжет, аналогов которому нет в мире, - это роман Каверина "Два капитана". Мы делаем мюзикл "от и до". Написали трехчасовой спектакль, который уже ставится. Премьера состоится осенью. Это самый крупный театральный проект в России!
- Удовольствие дорогое. Окупятся ли расходы?
- Вернутся ли деньги - зависит от качества. Мы уверены в том, что получится стоящая вещь и люди будут приходить ежедневно. В этом весь фокус. Декорации к мюзиклу будут монтироваться месяц - их не перевезешь. Это будет грандиозное зрелище и семейное. В нем нет тем, которые могут покоробить нормальных людей. Ведь часто в театре, в кино родителям неловко перед детьми.
- Выходит, что мюзикл забирает у вас все время?
- И песни, и мюзикл - хобби. У каждого из нас есть основное место работы. Я произвожу телефоны - работаю президентом концерна "Гудвин". Это единственная в стране компания, которая разрабатывает и производит на своем заводе радиотелефоны. Алексей - актер, теперь еще и композитор.
- Как же происходит сочинение в режиме соавторства? Через строчку? А если один не согласен?
- Кому-то из нас пришла в голову мысль решать творческие споры при помощи монетки: орел или решка.
- Как удалось совмещать работу с концертной деятельностью?
- Мы дали сотни концертов в разных городах. как это ни странно, мы успели делать это в свободное от работы время, по субботам и воскресеньям. Мы очень долго живем на свете. Если умножить количество выходных на количество недель в году, а потом на двадцать...
- Значит, а конце рабочей недели вы срочно пакуете вещи - и в самолет?
Совершенно верно. А потом возвращаемся в понедельник - и на работу. А как по-другому? Тот жанр, в котором мы выступаем, продолжаем считать самодеятельной песней, хотя сейчас принято называть авторской, бардовской. Это, безусловно, хобби.
- Интересно, ваша фирма вдохновляла вас на написание песен?
- В творчестве отражены практически все места работы, конечно, не напрямую. Мне довелось поработать и председателем исполкома одного из центральных районов Москвы, и президентом московской товарной биржи, и председателем совета директоров Би Лайна... Я участвовал во многих проектах, не имеющих к песням никакого отношения. Весь мой тернистый путь преломился в песнях. Алексей более устремлен в искусство. Он получил вторую профессию - на актерском факультете ВГИКа. Работал в театре, кино, много ролей озвучивал, например Дональда Дака или Брюса Уильиса. В последнее время он полностью сконцентрировался на мюзикле. Если бы он не просидел два с половиной года в каморке под лестницей, где у него маленькая студия, большей части мюзикла не было бы.
- Вы склонны подшучивать друг над другом?
- На сцене симметрично шутим. А в жизни я шучу обычно на 1 апреля, а он обижается, но не всерьез. Может, сам забывает пошутить, может, более мягкий и приветливый человек.
- А может, несмотря на разные солидные должности вы в душе хотели стать артистом, а в президентов больше "играли"?
- Этого мне и в страшном сне не могло присниться. Я очень хорошо представляю, что такое жизнь артиста, и ни себе, ни своим детям, внукам этого не пожелаю. Это иссушающая душу работа, которая расшатывает нервы и в конечном итоге обедняет личность. Быть актером опасно для психики. Кто-то готов положить себя на алтарь искусства, но я - нет.
- Как я поняла, вы очень занятой человек. Семью-то успели создать?
- Катя - моя вторая жена. У меня пятеро детей, четверо из них живут со мной. Одна дочь живет с мамой в Швеции.
- И как это ваша жена отважилась родить четверых?
- Хороших людей должно быть много (смеется). Ее не надо было уговаривать. Мы с ней сошлись в том, что оба хотели иметь большую семью. Наша мечта реализовалась. Старшей дочери Глафире - 22, младшему год. Мы даже соревновались с Аглаей: кто первым успеет родить - мы сына или она нам внука. Мы успели первыми.
- Где же вы нашли такую жену?
- Мы знали друг друга очень давно, еще со времен студенческой самодеятельности. Но первый раз я женился до того, как познакомился с Катей. То, что мы с Катей рано или поздно создали бы семью - закономерный итог наших отношений. Конечно, много детей спокойствия не прибавляет, особенно маленький ребенок в доме. А тут еще трое других, и все со своими проблемами. Бегут... к маме. Папы часто нет дома.
- Бедная мама! А тут еще мюзикл.
- Катя считает дни до премьеры, потому что для нее это время - сущий ад. Меня практически не бывает в семье. Она ждет не дождется того часа, когда я вернусь к ней и детям. У меня рабочий день ненормированный. В семь утра меня уже нет дома, а в девять вечера - еще нет.
- Когда в выходные вещи складывали, жена не возражала?
- Эта женщина особой породы, которая терпит все. Она не безропотная, напротив, энергичная, холеричного темперамента. Но понимает, что моей энергии нужно выплескиваться.
- С детишками можно поиграть - энергии поубавится.
- Поиграть само собой. Я имею в виду творческую энергию. Все равно мужья, как правило, стараются чем-нибудь заполнить свой досуг. Одни уезжают на рыбалку, другие выпивают, играют в домино, третьи ездят с концертами. Думаю, что все женщины одинаково несчастны. Катя менее остальных, потому что мое хобби более безобидное.
- Тем более и доход приносит. А то собирали бы дорогие безделушки. Ваш отпуск-то хоть принадлежит семье?
- Отпуск всегда проводим семьей, собираем всех пятерых детей. И куда-нибудь едем. Но, к сожалению, в этом году не получится, и дети соберутся без меня. Свой отпуск использую для запуска спектакля.
- Веселая жизнь, ничего не скажешь. Это у вас наследственность такая - сочинять, исполнять, играть?
- Мои родители инженеры. Ни композиторов, ни поэтов в роду не было. Мама в юности играла на фортепьяно, и мое музыкальное образование закончилось двумя классами. Больше я не захотел играть на фоно. А через несколько лет сам научился играть на гитаре, сам подбирал аккомпанемент. Но Алексей музыкально более одаренный человек.
- И что вы сочиняете вначале? Мелодия рождает стихи или наоборот?
- Для будущих песен сначала сочиняем музыку. А потом уже появляются слова. Нас никто не может упрекнуть, что наши песни - это стихи, которые напеваются под гитару.
- После какой песни пришел успех?
- Их несколько. Как правило, все помнят "Приходи ко мне, Глафира", хотя это одна из самых дурашливых песен. Популярность пришла после песни "Музыкальный автомат", ее крутили по телевизору, а потом запретили за смешную сатиру. С этой песней мы сделались лауреатами первого всесоюзного фестиваля самодеятельной песни в Саратове. Получили гран-при. Посыпались приглашения. Далее только отбивались. Это был ужасный период, когда каждый вечер вели переговоры по телефону с представителями разных городов. Такое могло случиться только в нашей стране, где существовал голод на подобное искусство.
- И когда вы все успевали: и работать, и отдыхать, да еще и сочинять?
- Днем работаю, вечером с семьей, ночью - сплю. Времени практически нет. Единственное время для сочинения - в транспорте. Раньше - в метро, теперь в машине. В поезде очень хорошо, да и в самолете замечательно. Любой транспорт дает время подумать, сочинить. Алексей сочинял, например, мюзикл на своем рабочем месте, а я свою часть в дороге. Вместо того чтобы нервничать, стоя в "пробках" на улицах, я использую это Время для того. чтобы что-нибудь создавать.
- Насколько я поняла, вы предпочитаете мыслить И действовать глобально.
- Безусловно, я бегун на длинные дистанции. Работая над проектами, я прекрасно понимаю, что они не могут дать сиюминутный результат. Одного терпения для этого мало, нужно упорство. Я готов к тому, что в любую минуту может быть катастрофа. Но ужаса уже в этом не вижу, потому что знаю - из любой ситуации можно найти выход. С проектом "Гудвин" попадал в тяжелейшую ситуацию. Вышел только сейчас. Нам удалось переломить негативное отношение к отечественному продукту. В производстве мы конкурируем с "Сименсом", "Панасоником"...
- "Повезло" вам с конкурентами. Кто придумал название для этой компании?
- Алексей придумал. Чтобы одновременно звучало как иностранное и в то же время рождало приятные ассоциации, вот он и вспомнил про волшебника Изумрудного города. Мне интересно делать что-то глобальное. На бирже все было замечательно. Можно было пожинать плоды, но захотелось заняться чем-то другим. Потом поманило производство. У меня была мечта детства запустить в России настоящее, высокотехнологичное производство. Видимо, сработал семейный "позыв". Отец всегда твердил, что надо производить продукт. Песни - это хорошо, услуги сотовой связи тоже, но нужен продукт. Когда занимаешься настоящим делом, душа сама поет.
Светлана ПШЕНИЧНОВА Газета "Семья", #20(696) май 2001 г.
|
|