Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

«Норд-ост» и его капитаны

13.02.2002

Народная газета
Мюзикл "Норд-ост", о ближайшей кончине которого говорили с самой премьеры, отметил первую заметную веху - сотое представление. Не каждый спектакль вообще доживает до подобной даты. В случае же с "Норд-остом" дело усугублялось ежедневным ритмом, достаточно высокими ценами на билеты и залом, мягко говоря, не в центре города. И все-таки проект состоялся! Первого февраля в театральном центре на Дубровке первый российский классический мюзикл играли в сотый раз.


Капитаны


Начиналось все в те далекие времена, когда при слове мюзикл в памяти всплывали слова Нью-Йорк, бродвей, неоновые тетки на витрине и полное загнивание вокруг. Более продвинутая публика припоминала "Волосы", "Призрак в опере", "Исус Христос - суперзвезда", "Кошки". Позже появилось "Метро", которое поначалу продвигалось как первый русский продукт этого жанра, но буржуйская родословная все равно лезла из всех щелей. В этот нелегкий для Российского мюзикла час, два милейших человека - Алексей Иващенко и Георгий Васильев, решили сделать классический вариант "музыкального спектакля" по бродвейским технологиям и лекалам, но только на местном текстовом и музыкальном материале. Надо сказать, что к этому моменту "капитаны" были уже людьми вполне состоявшимися как в творчестве, так и в бизнесе. За плечами дуэта "Иваси" - так когда-то они сократили свои фамилии, двадцать лет совместной работы, десятки спектаклей, шоу, сотни песен, компакт-диски, гастроли... Васильев, помимо этого, имел отношение к первому в России фьючерскому рынку на МТБ, сотовой компании "Би Лайн", первому отечественному радиотелефону "Гудвин" и пр. Первоначально в планах капитанов "Норд-оста" было вообще создать оригинальную историю на основе научной фактуры. Иващенко даже специально ходил в "Ленинку" и собирал материал, по которому несколько групп сценаристов уже делали наброски. Каверинский бестселлер "Два капитана" изначально рассматривался, но был отвергнут: "Мы это не потянем",- решили авторы. От большой литературы уйти все-таки не удалось. Окончательно было решено ставить "Капитанов". И уже очень скоро Москва узнала что "каждый вечер на сцену садится самолет-бомбардировщик в натуральную величину..."


Тридцать лет за три часа


Для тех, кто не помнит, завязка "Двух капитанов" вкратце такова. Действие начинается в 1913 году, когда в арктических льдах гибнет экспедиция на шхуне "Св. Мария". В своем прощальном письме капитан Татаринов проклинает своего брата Николая, виновника всех своих несчастий. Это письмо не доходит до адресата, а попадает к немому мальчику Сане Григорьеву. Дальше события начинают накручиваться одно на другое, переплетая судьбы и время, преданность и предательство, любовь и смерть. Вдова и дочь капитана Татаринова, подлец Николай и предатель Ромашка, выросший Саня Григорьев научившийся говорить, но не ставший от этого более счастливым... Череда героев проходящая через разруху гражданской войны, непростые тридцатые, ужас Ленинградской блокады... Финал конечно же светлый и счастливый - герои нашли друг друга, зло поверженно, подлость раскрыта.


Заканчивается все тридцать лет спустя, практически там же, где и началось на русском севере. За три часа шоу зрители вместе с героями побывают и в портовых доках, и в сиротской коммуне, и в московской коммуналке, и в бюрократических кабинетах, и в замерзающей питерской квартире, и в ненецком стойбище, и много где еще. Целая эпоха проходит наших лазах, снимая пленку со слегка обветрившейся памяти.


Кадры решают все


До премьеры "звёзд" в мюзикле не было. Сейчас есть. Исполнители главных партий за несколько месяцев из просто талантливых молодых актеров превратились в имена, на которые уже специально ходит публика. Подобное можно сравнить разве что с советской кинопрокатной машиной, когда в день выхода фильма на экраны рождались новые кумиры с миллионами поклонников на "одной шестой части суши."
Попасть на сцену "Норд-оста" было сложно. Очень сложно. Претендентов были десятки тысяч. Все кастинги снимались на видео, загружались в компьютер, обрабатывались, анализировались, и только потом принималось решение. Зато теперь, как шутит один капитанов - Алексей Иващенко, вопрос с заменой решается простым движением мышки. Помимо обычных проблем с труппой, таких как больничные, текучесть кадров и пр., организаторы столкнулись с совершенно новыми. Они собираются внести уже в следующий полугодовой контракт с каждым исполнителем совершенно уникальный для России пункт о сохранении имеющегося веса тела на все шесть месяцев. За каждый лишний килограмм будут штрафовать. Учитывались при формировании труппы и психологические аспекты, личностная совместимость. Ведь спектакль идет каждый день (кроме понедельника), и от того какой будет психологический микроклимат, зависит многое. С этим вроде бы все нормально - даже новый год актеры отмечали вместе. Однажды в ежедневном графике организовался технологический перерыв - четверо суток. Тут же родилось выражение: два дня - отпуск, четыре дня - пенсия.


Особая история - актеры дети. В мюзикле их много. Ежедневный ритм, конечно, ни один ребенок выдержать не в силах, поэтому детских групп несколько и они меняют друг друга. Главной проблемой в "детском вопросе" оказалась не успеваемость (маленькие артисты учиться стали даже лучше), а то, что после своих выходов (в основном первое действие) дети ни в какую ни хотят идти домой, а хотят слушать аплодисменты в финале.


«Сто раз тому вперед»

или «На сцену садится
сотня самолетиков в натуральную величину»



"Норд-ост" идет в отреставрированном и специально подготовленном для него зале дома культуры ГПЗ-1 на Дубровке. От "прошлого" остались только вращающийся круг в центре сцены и лебедка, поднимающая декорации. Все остальное от пола до потолка создавалось заново.


На премьере творческую группу ждал сюрприз из разряда "законов Бутерброда". И лебедка и круг вышли из строя. Сейчас капитаны со смехом вспоминают этот эпизод, но в октябре им было отнюдь не смешно.


На сотом представлении сюрприз был более приятный. Помимо бомбардировщика, садящегося на сцену (кстати действительно садится, не обманули), в финале с балкона полетели десятки бумажных самолетиков. Это было сюрпризом даже для организаторов.


Васильев, сидевший в зале и пропевший вместе с актерами
все арии, поначалу побледнел, потом заулыбался и кинулся ловить "карманную авиацию". Как выяснилось это была сверхсекретная акция интернет-фанатов мюзикла, которые обитают на виртуальном форуме официального сайта "Норд-оста". О готовящейся воздушной атаке на форуме не говорили, и сюрприз удался на славу. На праздничном фуршете в честь сотого спектакля публике был представлен автор этой оригинальной идеи - скромная девушка из числа фанаток.


Но ни "эпохальность", ни потрясающий текст, ни прекрасные, запоминающиеся мелодии, не являются на наш взгляд главными достоинствами "Норд-оста". Выходя из зала, хочется, действительно хочется быть лучше, чище и добрее. И ощущение это не от юношеского максимализма и восприимчивости, оно "качественное", оно не проходит через час, день, неделю. Значит это все есть в нас, а "Норд-ост" только тормошит и катализирует наше глубоко запрятанное доброе и вечное.


Александр ШУРАВИН