Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

НОРД-ОСТ NON-STOP, или сколько стоит национальная идея

01.12.2001

Деловая хроника
«Это новое отношение к нашей истории!»
Ефим Островский, политолог.


«Первый случай в истории российского менталитета, российской идеологии: и в той форме, в которой должна работать и идеология, и отечественная музыка, и в том бизнес-варианте, в котором должен работать социально ответственный российский бизнес».
Алексей Ситников, президент группы «Имидж-Контакт».


«Очень важно, чтобы современное поколение росло на такой драматургии».
Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка.


«Норд-Ост» — это на сто процентов все наше. Поэтому будем покупать отечественное и будем смотреть свои мюзиклы!»
Константин Затулин, директор Института стран СНГ.





Наталия КИРСТА Юлия МАРИНОВА



Самый дорогой отечественный театральный проект - первый русский мюзикл «Норд-Ост» — оброс слухами и домыслами не меньше, чем днище шхуны «Св. Мария» - ракушками. Называют цифры от 2,5 до 5 млн долл., вроде бы потраченных на его создание. Сколько же на самом деле стоил первый отечественный мюзикл и кто его профинансировал?


«Капитаны собственной судьбы, Это нас зовет сигнал трубы».

(«Норд-Ост»)



Знаменитый каверинский лозунг «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», вдохновлявший как минимум два поколения советских граждан, в версии «Норд-Оста» претерпел изменения. Сегодняшний слоган скромнее и ближе к действительности: «И все, что остается, - бороться и искать!». Между тем в звучании российского мюзикла явно слышатся патриотические мотивы, воспринятые многими как первые аккорды рождения «национальной идеи». Проект, безусловно, коммерческий, неожиданно даже для самих авторов стал рассматриваться как явление большого политического масштаба.


Таким образом, на театральных подмостках встретились идеология (в рамках формирования новой национальной идеи) и деньги (в рамках коммерческого проекта).


«Широка страна моя родная, Ни ближних и ни дальних концов в ней не найти».

(«Норд-Ост»)



Сюжет «Двух капитанов», по словам авторов, был выбран как наиболее полно
отвечающий требованиям классического мюзикла: наличие безусловно положительного героя, хорошей интриги, однозначно отрицательных персонажей, далекой мечты и романтической любви. Патриотическая нота также была желательна для придания истории дополнительного пафоса. Всерьез о «новом слове в идеологической пропаганде» никто не задумывался, подобная «нагрузка» не предлагалась авторами проекта в качестве товара. Однако именно она и обратила на себя внимание московских чиновников.


«Городу поддерживать «Норд-Ост» выгодно по причинам идеологического характера: Москва становится центром выработки новой идеологии. Это уже не противостояние: коммунисты - антикоммунисты. Новая идеология на базе нравственности, человечности и патриотизма - нормальных человеческих чувств», - объяснил корреспонденту «Деловой хроники» заместитель начальника управления координации исполнения социальной политики мэрии Москвы Юрий Бобровский.


Моральную сторону дела решили подкрепить материально, в первую очередь «постановлениями рекомендательного характера». К примеру, управлению по делам наружной рекламы мэрией было рекомендовано предоставить скидки на размещение рекламной продукции мюзикла. Примерный расчет экспертов показал, что рекламная акция могла обойтись «Норд-Осту» в сумму близкую к 600 тыс. долл. Льготы, рекомендованные мэрией, снизили затраты на 30-50%. В рамках подготовки к событию «национального звучания» были проведены следующие мероприятия: усилен троллейбусный маршрут № 26, доставляющий публику от метро «Пролетарская» к модифицированному Дому культуры 1-го Государственного подшипникового завода, отремонтированы улицы Мельникова, 1-я Дубровская и плошадь перед ДК. Получилось, что для наведения порядка на отдельно взятых улицах потребовался специальный культурологический повод. Во всяком случае город потратился на собственные нужды не просто так, а в рамках национальной идеи.


Москва выделила на «Норд-Ост» и реальные деньги - 10 млн рублей. Причем даны они, как говорится, с отдачей, но без процентов. Целевое использование средств - ремонт и оснащение ДК подшипникового завода, который передан в аренду мюзиклу на два года. Каким образом выглядело такое финансирование? «Норд-Ост» был внесен в программу поддержки приоритетных направлений развития культуры, утвержденную московской Думой. Евгений Бунимович, курирующий вопросы культуры, считает, что депутатов убедило наличие в мюзикле идеи на все времена. «Норд-Ост» был в программе 2001 г. своего рода исключением. Ведь цель программы - поддержать некоммерческие проекты вроде реконструкции усадьбы Суханове (40 млн руб.) или строительства нового здания Библиотеки им. Некрасова (60 млн руб.). Схема такой поддержки выглядит следующим образом. Деньги, которые должны были бы уйти в городской бюджет в виде налога на прибыль, идут напрямую к нуждающейся в них организации. Такая схема предусмотрена Налоговым кодексом. «Норд-Ост» должен вернуть городу 10 млн руб. в виде 20 благотворительных спектаклей для социально незащищенных групп населения. Фирмой, выступившей в качестве инвестора, стал родной одному из "отцов-основателей" мюзикла - Георгию Васильеву - «Би Лайн». Если хотя бы примерно посчитать затраты, то получится, что Москва, претендующая на звание родины новой российской идеологии, не так уж и потратилась.


Половина средств, как сказал нам г-н Васильев, - банковские кредиты. Естественно, что в проекте есть доля спонсорских денег. Имена промышленников и фирм держатся в секрете. Один из меценатов, правда, известен, он и сам не скрывает своего участия в проекте.


Давний соратник Васильева — Дмитрий Зимин, президент АО «ВымпелКом», рассказывает: «В моем ближайшем окружении не было ни одного человека, который бы не считал, что все это с экономической точки зрения чистая авантюра. Но какая привлекательная авантюра! Это один из спектаклей, если не единственный, который передает романтизм того времени. Для любого поколения он выделяет светлые стороны жизни: были люди, была любовь, был героизм, была романтика. Да, конечно, я не жалею, что вложил деньги. Если не сюда, то куда тогда вкладывать». (Между прочим, Дмитрий Борисович Зимин - продолжатель рода известного московского мецената, построившего на свои деньги частную оперу, которая так и называлась Опера Зимина. Сейчас это здание принадлежит Театру оперетты.) Город поспособствовал, спонсоры дали денег, банки вошли в положение. Но сколько же все-таки стоит первый российский мюзикл? От какой суммы считать «50% кредитов»? То, что отечественный продукт, как правило, дешевле импортного, подтвердил нам Георгий Васильев: "Подобный проект в США или Англии стоил бы от 7 до 10 млн долл. Нам мюзикл обошелся дешевле. Сколько он стоит, точно не знаю, а если бы и знал, не сказал". Что ж, займемся любимой национальной забавой - подсчетом денег в чужом кармане.


Дано: на пресс-конференции, посвященной месяцу удачного проката «Норд-Оста», было заявлено, что, если играть спектакль при полном зале предполагаемые шесть дней в неделю в течение года, тогда можно будет говорить, что проект окупился. Выручка от продажи всех билетов на спектакль составляет в среднем 18,5 тыс. долл. При расчете использовались следующие данные: в партере 162 места, билеты на которые продаются по 900 руб., 445 мест - по 500, 277 - по 400, в бельэтаже 35 - по 400 и т.д. (расчет осуществлен на основании информации о количестве мест и цене билетов, приведенной на сайте «Норд-Оста»).
Найти: сколько заработает «Норд-Ост» за год. Ответ: 5 млн 775 тыс. 328 долл. Сделаем поправку на увеличение стоимости билетов в пятницу, выходные и праздничные дни и получим более или менее реальную цифру - 6 млн долл. При условии полного зала. Вычтем долю средств на зарплату coтрудникам, коммунальные платежи и т.п. Получается около 4 млн долларов.


Итак, мюзикл есть. О том, насколько он «классический», пусть спорят знатоки. Нас больше интересует другой вопрос — будет ли зрелище воистину народным, то есть популярным у населения настолько, что позволит его создателям рассчитаться с кредитами и вообще что-то заработать.


«...И все, что плавает в морях, Он привозил из дальних стран Он был отважный капитан».

("Норд-Ост")


Из дальних стран для отечественного мюзикла было привезено все звуковое, световое и прочее нeo6xoдимое оборудование. «К сожалению, на звуке и свете сэкономить нам не удалось», - заметил Георгий Васильев. Правда, истинную стоимость опять же не указал. Партнерские отношения {не называем их бартером, дабы не упоминать всуе слово «налоги») «Норд-Оста» и поставщиков наглядно демонстрируются рекламными щитами в фойе Театрального центра, страницами буклета и пресс-релизов. Техническое оснащение и количество костюмов действительно впечатляет: звукорежиссерский пульт со 150 выходами, недешевый монитор, 380 качественных костюмов и специально пошитая обувь на обшую сумму в несколько тысяч долларов. Западные технологии, помноженные на российский творческий потенциал, дали в результате зрелище действительно потрясающее. Перемена декораций (трансформирующихся в ходе спектакля более 50 раз) сравнима разве что с переменой изысканных блюд. Романтичная национальная love story Сани и Кати подкреплена мошной шоковой терапией сценических эффектов. По модифицированным подмосткам ДК «Подшипник» разъезжают трамваи и поезда, арктическими льдами вдруг взламывается сценический круг, и из него, как из гигантского «Лего», составляется нос погибшей шхуны «Св. Мария». О хронике пикирующего макета бомбардировщика не написал только ленивый. (Заметим в скобках: самолет хоть и ревет натурально моторами-вентиляторами, но пикирует все ж из-под колосников на мощных тросах). В общем, всего тут в избытке. Правда, кое-чего не хватает.


Музыки, например. В забавном «винегрете» популярных в разные времена и в разных странах мелодий требовательное ухо не различает, увы, ни одного шлягера. Незамысловатые тексты, которые под эту музыку поют драматические артисты, заставляют задуматься: а не капустник ли все это, господа? Не шутка ли? Во всяком случае, когда трепетная Марья Васильевна выводит глубоким контральто: «Ивана Палыча букет/Не нарушает этикет», а герои-летчики радостно распевают: «Веселится и ликует весь народ, / Будет знать он наш воздушный флот!» — народ в зале действительно веселится. От души. В ожидании следующего компьютерного спеиэффекта. А между прочим в классическом Les Miserables англичане принципиально не используют компьютер. У них, как раньше в русских императорских театрах, специальный человек передвигает круг по меточкам. Британцы говорят: «Компьютер может ошибиться. Человек - никогда!» В «Норд-Осте» шесть независимых компьютерных систем отвечают за роскошную «перемену блюд». Менталитет другой...


Немаловажное дополнение - все артисты застрахованы (спонсорская поддержка страховых компаний). Если у Сани Григорьева в сцене прощания с любимой дрогнет рука или он увлечется объятиями с Катей, сделает один неверный шаг и, не дай бог, сорвется с уходящей под колосники трапеции - артист получит страховку. Если через пару месяцев публика перестанет поддерживать «Норд-Ост» рублем, актеры, пожертвовавшие ради этого проекта родными театрами (таковы условия контракта!), смогут вернуться на традиционную сцену, получив в придачу некоторые дивиденды славы участников первого русского мюзикла. Но... случись что - долги и кредиты придется отдавать продюсерской компании «Линк»: ни одна фирма не решилась страховать столь дорогой проект в нашей стране. Россия по-прежнему считается зоной бизнеса повышенного риска.


Впрочем, как там было в «Норд-Осте»? "Наш народ непобедим / В минус тридцать один". Чем не национальная идея!




Три капитана


Удачливые барды-бизнесмены - Георгий Васильев и Алексей Иващенко, пригласив в компанию (по классической российской традиции) третьего - Александра Цекапо, создали продюсерскую компанию «Линк» и выпустили российский продукт, сработанный по западным технологиям, - мюзикл «Норд-Ост». Успех предыдущих совместных и автономных проектов дуэта «Иваси» (сотовая сеть «Би Лайн» - Васильев), суперальбом «Песни нашего века» (Васильев плюс Иващенко и пр.) на отечественном рынке сравним разве что с популярностью одноименной рыбки у советских домохозяек. «Сигналом трубы», призвавшим «капитанов» на путь новых свершений, прозвучал грозный грохот дефолта. Что ни делается, все к лучшему (еще одна национальная традиция): благодаря кризису не случился спорный мезальянс новой российской культуры и престарелого импортного мюзикла Les Miserables (переговоры с Cameron Mackintosh закончились ничем в 1998 году). Британские продюсеры, правда, с самого начала сомневались, приживется ли «чисто католическая история в православной стране». Эксперимент содружества конфессий не состоялся, зато на сцену попал исконно русский продукт. Публика в районе метро «Пролетарская» сопереживает не плачущей Козетте, а музыкально рыдающей Марии Васильевне Татариновой с прелестной фигурой актрисы Театра на Таганке Ирины Линдт. Второй месяц москвичи и гости столицы рублем поддерживают отечественного производителя - первый русский мюзикл «Норд-Ост», сочиненный и поставленный остроумными адептами развивающегося ... капитализма по знаковой в СССР книге В.Каверина о двух капитанах.




Все на продажу



Себе на жизнь в том же фойе «Норд-Ост» зарабатывает продажей «сопутствующих товаров». Предметы из натуральной кожи с тисненой надписью «Норд-Ост» для обеспеченного зрителя: коврик для мыши - 300 руб., коробочка для скрепок - 800, коробочка для бумаг - 700, брелок - 150, ключница - 225, визитница - 300, рамка для фотографий - 900. Для молодежи и пенсионеров: значок в коробочке - 170 руб., открытки по 15, футболка -300, пакет -10 руб. Особенно «норд-остовской» выглядит: «пилотская» фляжка (250 руб.) и, конечно же, настоящий командирский кожаный планшет за 6500 руб. «Часто покупают планшеты?» - спросили мы у продавца. «Редко». - «Сколько уже продано?» -«Пока ни одного...»




Европейский подшипник


«Норд-Ост» будет компенсировать городу средства, недополученные бюджетом, но потраченные на реконструкцию старого ДК. Повезло подшипниковому заводу! Везти ему стало сразу после заключения договора об аренде, так как завод прекратил финансирование убыточного предприятия, которым являлся ДК. Годовой бюджет Дворца культуры составлял 4,5 млн руб., зарабатывал ДК реально около 2,5 млн в год, дотация, таким образом, составляла 2 млн. Сегодня эти 2 млн становятся реальной экономией для предприятия. Особенно повезло новым владельцам подшипникового завода - Европейской подшипниковой корпорации, которой договор аренды достался в наследство от предыдущих хозяев. После окончания аренды она получит отремонтированное здание, хорошие подъезды, «раскрученное» культурное пространство. В который раз в нашей стране «причудливо тасуется колода»: европейская корпорация экономит средства благодаря «российской национальной идее».