Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

КУРСОМ НА СЕВЕРО-ВОСТОК

04.01.2002

Слово нефтяника. Ноябрьск
Алексей Чарский


Ноябрьск культурой не обижен: лишь под занавес года горожане могли освоить обширный диапазон культурных перформансов, столичных и не только. Это и хохмач Лион Измайлов, и уже классик эстрады Валерий Меладзе, и классический балет, и невероятно искрометная "Сильва". Но все же кое-что пока можно увидеть и услышать в Москве и только в Москве.



Например, мюзиклы. Они уже лет тридцать триумфально шествуют по всему миру (на Бродвее в Нью-Йорке "Кошки" выдержали тысячи постановок), а теперь добрались и до России. В последние годы поставлены были и "Кошки" - совместно с поляками, и знаменитое "Метро", спродюсированное австрийской княгиней, сумасбродной миллионершей и, по совместительству, нашей землячкой. И вот, наконец-то, собственный, чисто российский мюзикл, на родном материале и в родной интерпретации - "Норд-Ост".



Кто не читал в детстве каверинских "Двух капитанов" - много потерял. Кто не смотрел поставленный по роману добротный и очень добрый фильм еще советских времен масштабных экранизаций - тоже много потерял. Кто не видел и не слышал "Норд-Ост"... Впрочем, обо всем по порядку.



Сразу условимся о труппе не говорить - это не рецензия, да и артисты не звезды (пока!). А вот сама идея и ее осуществление заслуживают самого пристального внимания. Хорошая литература Каверина, искусный, протяженный во времени сюжет, цельность исходного романа позволили "Двум капитанам" попасть в поле зрения Александра Цекало, в недавнем прошлом экс-"академика" и шоумена, а ныне удачливого продюсера. По разным оценкам, "Норд-Ост" в постановке обошелся в баснословные для отечественной культуры суммы: от двух с половиной до пяти (!) миллионов долларов. Претензий масса: все-таки первый отечественный "блин" - мюзикл. Вряд ли станут хитами музыкальные номера, как это было с первыми громкими рок-операми типа "Иисус Христос - суперзвезда" или "Томми". Или как это было после "Эвиты", когда миллионы людей распевали и танцевали под этот нашумевший мюзикл. Но если до юных зрителей, которых очень много было на представлении, дойдет, что надо "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" - цель будет достигнута.


История немого Сашки Григорьева, не сумевшего спасти отца, но выучившего наизусть найденное письмо - а потом ставшего капитаном-летчиком и нашедшего другого капитана, отца своей любимой, пропавшего без вести в северной экспедиции - рассказана без суеты, мощно и нацеленно. Содержание и сюжетные повороты (пересказывать не будем - читайте книгу!) для авторов постановки, безусловно, на первом месте, хотя иногда буффонада и музыкальные номера отвлекают от действия - но на то он и мюзикл. Насколько это талантливо, покажет время (я все-таки консерватор, хотя и не ретроград...), но что прорывно, небывало и модно - это точно.



А еще это величественно - здесь можно подробнее. Под вдохновенного Саню, ранимую Катю, подлого Ромашку и гениально злого и коварного Николая Федоровича, совместившего в постановке Иуду с Каином; и еще под три десятка персонажей и кордебалет оборудована такая сцена - закачаешься! Сценография, оборудование и освещение, механизация и причудливое оформление, реальнейшие декорации - в общем, уровень парадных опер Большого театра, и то в прежние времена. Плюс суперсовременная техника и hi-fi звук, буквально обволакивающий большой, но очень уютный зал Дворца культуры железнодорожников, где осуществлена постановка. На сцену то выезжает настоящий старинный трамвай, то выплывает строгий кабинет из "старого времени". Ну а когда на сцену под вой и грохот падает(!) бомбардировщик размером с "летающую крепость", а потом раздвигаются льды и сквозь них прорастает бушприт "Святой Марии" капитана Татаринова, найденный капитаном Григорьевым - это все, апофигей! В общем, отпадно - при всех даже придирках и недочетах.



И еще одно: культпоход на "Норд-Ост" при тотальном аншлаге и дефиците билетов нам устроил Департамент по связям с общественностью компании "Сибнефть". Когда я вышел, преисполненный впечатлениями и благодарностью, то подумал: "“Норд-Ост” - это ведь северо-восток. Как раз то направление, куда простираются от столицы интересы Сибирской нефтяной компании".



Можно смело писать новый мюзикл, еще круче: "Два генерала" - про Ноябрьскнефтегаз и Омский НПЗ. А что? Фактура самая современная - и благодарная.