|
Подшивка
АНТРАКТ ОКОНЧЕН
10.02.2003
Вечерняя Москва Ольга ФУКС
8 февраля мюзикл "Норд-Ост" вышел на новый виток своей истории, буквально восстав из пепла. Накануне, 4 и 5 февраля "Норд-Ост" показали папам-мамам. В последний раз сыграли маленьких Саню, Катю и их друзей "норд-остики" (так зовут актеров детской группы) первого призыва - за это время они сравнялись по росту со своими взрослыми прототипами. А 7 февраля, с новыми детьми и "старыми" взрослыми "Норд-Ост" был сыгран для журналистов, которых набралось столько, что любой президент бы позавидовал.
В фойе слышна французская, немецкая, японская речь и еще множество самых диковинных языков - на слух не разберешь. Журналисты-иностранцы пчелиным роем клубятся вокруг авторов, постановщиков и продюсеров мюзикла Георгия Васильева и Алексея Ивашенко. Встречаю коллегу, которая за три предпремьерных дня пришла второй раз. Вообще, почти все критики пришли на "Норд-Ост" по третьему или четвертому разу. Согласитесь, это о чем-то говорит.
В программке через запятую перечислены все, кто помог возрождению спектакля, - Российский союз промышленников и предпринимателей, семья Мартышкиных, 532-я школа, Театр танца "Фестиваль", МТС, А. Титова, семья Холодовых, дирижер Владимир Федосеев - всего сто двадцать организаций, компаний, семей и персоналий. С их помощью - от девяти рублей до пятидесяти тысяч долларов - "Норд-Ост" восполнил 80% своего материального ущерба (а это около 23 миллионов рублей). Оставшиеся двадцать процентов внесло государство. В частности, тем, что сразу же после трагедии начало ремонт здания, "Мы могли или вернуться или прекратить существование, - говорит Георгий Васильев. - У нас не было выбора, хотя, возможно, это и не лучшее место. Но мы преодолели себя усилием воли, вошли сюда и начали работать, и дух опасения у меня лично выветрился". Самый больной вопрос - о судебных исках к государству от семей, лишившихся кормильцев, или людей, потерявших здорова, - Васильев прокомментировал так: "Я лично подавать иск не собираюсь, но прекрасно понимаю этих людей. Помощь от государства была размазана тонким слоем по всем, кто оказался в театре, вне зависимости от нужд каждого. Я лично мог бы без этой помощи и обойтись, а кто-то потерял кормильца. В любом случае, людям виднее, и они имеют право отстаивать свои интересы". Сами "норд-остовцы" собираются давать благотворительные спектакли, первый из которых намечен на 12 февраля.
Во время захвата самой расхожей шуткой среди заложников стала такая: не теряйте билетов - потом досмотрите спектакль. Шутка шуткой, но многие эти билеты сохранили. Одних заложников теперь в театр калачом не заманишь, другие готовы приехать на "Норд-Ост" из других городов. "Как хорошо оказаться здесь снова не в качестве заложницы, а в качестве свободного человека", - говорит Алена Стрекалова, заложница, которая попросила у товарища по несчастью Георгия Васильева автограф, а недавно пришла обменять свои билеты на новые. Кстати, это один из самых действенных способов избавиться от психологической травмы. Если, конечно, вам повезло выжить.
Пережив трагедию, "норд-остовцы" так и не застраховались на будущее. Компании, завалившие их подобными предложениями, начисляют такие страховые премии, что целесообразность оборачивается абсурдом. А коммерческий риск в России, как известно, не страхуют. Между тем, коммерческий риск - самая реальная угроза для дальнейшего существования "Норд-Оста". Маховик ежедневного показа и самой действенной рекламы, когда молва о спектакле уже расходится по городу кругами, был грубо остановлен, и по-новому запустить его очень сложно. Если на февраль билеты почти распроданы , то уже с мартом дела обстоят гораздо сложнее,
Зрительный зал строители переделали полностью - другая планировка, вместо красных кресел голубые, другой занавес - с изображением самолета за номером URSS 5020, на котором летал Чкалов, более открытая оркестровая яма. Поначалу хотели оставить неотреставрированным кусок стены, но потом отказались от этой мысли. Зрители приходят на живой спектакль, а у актеров и так полно воспоминаний. Например, в одной из подвесных дорог осталось пулевое отверстие. Зато все изменения в оформлении, хореографии, аранжировке, которые хотелось внести, да руки не доходили, за время трехмесячного "антракта" были внесены. Обновился танец летчиков - тот самый, во время которого на сцену ворвались террористы. Над Катей и Саней в одной из сцен восходит воспаленная полная луна. Секретарши из Главсевморпути теперь исполняют еще и свое "соло на ундервуде" - зажигательную интермедию на машинках, счетах, дыроколах и прочих орудиях производства. Еще один трюк освоил Саня - Андрей Богданов. Но в целом все эти изменения видны только ветеранам "Норд-Оста". Просто накал его эмоций стал теперь еще выше, хотя на первой премьере казалось, что выше некуда.
"Мы уже находимся в этой атмосфере, а вы еще нет, - уверял Георгий Васильев перед началом журналистов, априори скептиков и циников, - Через три часа и вы ее почувствуете".
Выхожу в антракте в фойе. Иностранные коллеги мечутся в поисках тех зрителей, которые видели "Норд-Ост" до и после. Уступаю мольбам парня с радиомикрофоном, который на ломаном русском просит поделиться своими чувствами. Отвечаю - с первой же минуты "Норд-Ост" невозможно смотреть без слез. Решение людей, переживших трагедию, начать все заново, достойно всяческого уважения. "Норд-Ост" "задул" снова, его стоит смотреть и им стоит гордиться.
|
|