|
Подшивка
"НОРД-ОСТ": ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
10.02.2003
Российская газета В Москве состоялась премьера возрожденного мюзикла-страстотерпца
Елена Юринская
НЕВОЗМОЖНО остаться бесстрастным, когда входишь в здание на Дубровке, пропитанное ужасом, страхом и смертью, мужеством и слезами. Серое советское ДК, пригодное разве что для заседаний партийных бонз, превратилось в странный бастион новой русской истории. На Руси было множество мучеников, прославленных за свои страдания и просто канувших в бездну. Но мюзикла-мученика еще не было.
Чего стоило это возрождение актерам и участникам проекта - не дано узнать журналистам даже ценой тысячи интервью и репортажей. Что будет означать для них ежедневная работа в том самом месте, которое в октябре 2002 года стало страшным кладбищем - мы не знаем. Жаль, что мэрия не нашла другого места для "Норд-Оста" - всем было бы легче.
Но он должен был возродиться. Особое, отчаянное геройство, мужество и любовь - старые романтические понятия, которые Георгий Васильев так хотел обновить через каверинский роман, обрели в этой кровавой истории свое трагическое подтверждение. Я не потеряла там родных и близких и, возможно, потому подходила к этому зданию со странным чувством гордости и восхищения. И все пыталась понять, откуда идет эта волна радости? К концу спектакля, в овации вместе со всеми приветствуя артистов, я обнаружила источник этого чувства. Он коренится очень глубоко - возможно, там, где жизнь хочет победить смерть.
Они придумали прекрасный способ преодолеть ужас. Весь спектакль высветлился, как любит говорить Георгий Васильев, и обрел все оттенки небесного цвета. Зал с перестроенным планшетом и новыми - не уродливыми красными, а мягкими синими - креслами стал нежным и уютным. Обивка стен тоже сменилась на нежно-голубую. Нежные, исполненные радостных тонов аранжировки, слегка измененная хореография, более изысканная и стильная, и поистине одержимая работа всего ансамбля наполнили массовки тем бесшабашным напором, который свойственен настоящему мюзиклу. Потоки живой человеческой энергии восставали против самой смерти в самые веселые мгновения спектакля.
А в самые грустные моменты вдруг вспоминалось, как в первые дни после захвата, когда мюзикл прекратил свое существование, и, казалось, надолго, сотни зрителей бросились сдавать свои билеты. Может быть, опыт "Норд-Оста" - это опыт несостоявшейся солидарности. Горький опыт, из которого складывается веселое и бравурное сопротивление - назло всему. Удивительное это чувство - я не видела в глазах людей страха. Правда, те, у кого погибли близкие и родные, не смогут войти туда вновь. Трагедия навсегда разделила потенциально беспредельную публику "Норд-Оста" на тех, кто придет, и тех, кто не придет никогда.
На большом плакате, который встречает публику с улицы, написан теперь новый слоган: "История любви. История страны". В глазах Васильева навсегда поселилась тревога - за обе эти истории. История любви такова, что он, рискнувший и поставивший на карту все, чтобы создать этот мюзикл, отвечает теперь за жизнь и работу более чем 300 человек с их семьями. Он ждет, что публика вновь пойдет, что мюзикл будет жить, хотя в стране с нормальными рыночными механизмами это было бы невозможно. Невозможно через три месяца после прекращения эксплуатации завести колесо "раскрутки" подобного шоу на прежней скорости. Но, может быть, стоит рассчитывать на невозможное. На премьере пели все исполнители первого состава - Катя Гусева, Андрей Богданов, Юрий Мазихин и другие артисты этого "первого отечественного классического мюзикла". Спектакль стал еще лучше, и переполненный зал светился благодарностью.
|
|