|
Подшивка
Ведьмы теснят самолеты
12.02.2003
Деловая хроника Начинается новый этап борьбы за потребителей мюзиклов
Для новорожденного рынка российских мюзиклов начало 2003 г. стало переломным. Несколько событий, случившихся почти одновременно, показали, что в этом жизнерадостном бизнесе не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Первого января досрочно улетела домой американская команда "42-й улицы" - чечетку на московском Бродвее (Дворец молодежи) отбивали всего 2,5 месяца, отработав чуть больше четверти запланированного срока. 8 февраля в Театральном центре на Дубровке возобновляется "Норд-Ост". И если на премьеру билеты раскупили довольно быстро, то от дальнейших прогнозов генеральный продюсер и один из авторов первого русского мюзикла Георгий Васильев пока воздерживается. На "Чикаго" и "Нотр-Дам де Пари" публика валом валит в основном по выходным, в остальные дни билеты в кассе можно купить перед самым началом - в будни залы заполняются процентов на 70-80. Тем не менее в конце зимы стартует не менее амбициозный проект. В перестроенном зале Театра-студии киноактера запускаются "Иствикские ведьмы". Билеты стоимостью от 20 до 70 долл. уже продаются. Конкурентная борьба вновь набирает обороты, хотя и переходит на несколько другой уровень.
Русское шоу
"Прошлый год был весьма поучительным, продюсеры прошли суровую школу, - размышляет в разговоре с корреспондентом "ДХ" Георгий Васильев. - Оказалось, что мюзиклы не только престижный и модный, но еще и достаточно рискованный бизнес, требующий серьезных экономических знаний. Последние события показали, насколько высока вероятность потерять вложенные деньги. Рынок мюзиклов будет развиваться у нас еще очень долго. Цены на билеты недостаточно высоки, а зрителей, способных выложить за билет даже по 30 долл., очень мало. Волей обстоятельств "Норд-Ост" был поставлен в тяжелейшие условия. После теракта только материальный ущерб спектаклю (технике, свету, костюмам, декорациям и т.д.) составил 23 млн руб., не говоря уже о трехмесячном перерыве и о тяжелейшем моральном потрясении".
Психологическая проблема - наиболее больной вопрос "Норд-Оста". Сотрудник пресс-службы мюзикла Дарья Моргунова рассказала о недавнем телефонном опросе: из 800 человек на спектакль решили пойти около трети опрошенных. А реально купивших билеты оказалось гораздо меньше. Руководители проекта надеются на изменение ситуации после премьеры - люди увидят по телевизору, что зрители пришли на Дубровку, что все спокойно, и перестанут бояться. К тому же строители и архитекторы значительно изменили интерьер зала Театрального центра, перепланировали ряды, увеличив проходы и сократив число мест с 1165 до 1070. Кресла обили серо-голубым бархатом, настелили синий ковролин. На новом занавесе нарисовали соц-артовский пейзаж с летящими самолетами. Спектакль восстановили на государственные средства и частные пожертвования. Удалось создать передвижные декорации - в апреле "Норд-Ост" поедет на "Золотую маску" в Санкт-Петербург, далее продолжит путешествие по крупным городам России, останавливаясь в каждом на несколько месяцев. Московский вариант останется на месте, продолжив работу в режиме ежедневного показа. Такая жизнь "раздвоившегося" мюзикла должна поправить финансовые дела, сократить образовавшийся дефицит бюджета. "До теракта "Норд-Ост" был доходен, хотя и не вышел на самоокупаемость, - сетует Дарья Моргунова. - Проект создавался на банковские кредиты, и отдавать их планировали еще долго. Сегодня разрушен механизм ежедневных показов, очень важный для "Норд-Оста". Реклама новой постановки воздействовала на наиболее активную часть населения - она и составила несколько тысяч человек аудитории первых показов. Потом заработала молва - многие приходили на представление по совету друзей и знакомых".
Заметим, что билеты на "Норд-Ост" относительно дешевы - от 300 до 950 руб. (на "Чикаго" верхняя цена достигает 100 долл., а на "Нотр-Дам" - 5 тыс. руб.), и материальная отдача происходит гораздо медленнее. Но вновь активизируется рекламная кампания, улицы Москвы пестрят афишами и растяжками, по ТВ крутятся ролики, планируются специальные акции в супермаркетах. А основную ставку руководители "Норд-Оста" делают на его самобытность. Постановка по-прежнему остается единственным мюзиклом, сделанным на русском материале. К тому же спектакль адресован не только взрослым, но и детям, а постановок такого масштаба для семейного просмотра в Москве вообще нет.
Бродвейское шоу
На отдельную нишу в индустрии развлечений претендовал и проект Бориса Краснова "Бродвей в Москве", представляющий аутентичные мюзиклы. Черные тучи нависли над идеей с самого начала. Московской "42-й улице" не повезло с датой рождения - премьера состоялась всего за десять дней до теракта на Дубровке. Ложная тревога о заложенных бомбах поступала в Московский дворец молодежи четыре раза. "Мы так и не смогли оправиться от тех событий, несмотря на то что в декабре уже вышли на премьерный уровень продаж билетов, - признается Борис Краснов. - Честно говоря, затея с самого начала была на грани фола. Очень высокий бюджет спектакля - 11 млн долл. состоял не только из обычных постановочных расходов, гонораров и выплаты авторских, но и из оплаты проживания американской труппы, страховки, перелетов и т.д. Но все было просчитано заранее, нам могло хватить даже 40% от общей заполняемости зала. А после теракта продавалось всего 7-10% билетов, к тому же возникли новые затраты. Уехали семеро артистов. Но на новый кастинг в Америке пришли 70 человек, из них отобрали 9 танцоров, пополнивших кордебалет. Проект пока приостановлен. Сейчас необходимо поменять условия в контракте с держателями авторских прав. Быть "42-й улице" или нет, решится в течение месяца".
Женское шоу
Тем временем "Чикаго" и "Нотр-Дам" ведут достаточно стабильное существование. Мюзикл по роману Гюго привлекает зрителей крепкой драматургией и спецэффектами. К тому же совместный спектакль театра "Московская оперетта" и Metro Entertainment идет не ежедневно, а десять раз в месяц. И перерывы в афише, в отличие от случая с "Норд-Остом", только подогревают зрительский интерес. Перестали быть ежедневными и показы "Чикаго" - к традиционному выходному в понедельник добавился вторник. Зато по субботам теперь играют по два представления. Артстудия "Алла" и "Филипп Киркоров продакшн" привлекают публику не только бродвейской классикой и немеркнущим "сиянием" новых и старых эстрадных звезд, но и беспрецедентными акциями. С 15 февраля в Театре эстрады начинается игра "Летающее кресло". Каждый вечер один из зрителей будет получать дорогой подарок - тур в Чикаго от туристической компании "Грэйвин" (одного из спонсоров постановки).
Еще не родившиеся "Иствикские ведьмы" рекламируют себя более робко. О проекте продюсера Татьяны Огородниковой (одной из совладелиц сети кинотеатров "Каро") москвичам рассказывает лишь "дьявольский" логотип на афишах и баннерах: на синем фоне нагло алеют губы, зажавшие сигарку. Мюзикл с участием Алексея Кортнева, Дмитрия Певцова, Анны Большовой, Нонны Гришаевой обещает классную игру, качественный вокал и множество спецэффектов, в том числе и летающих над залом ведьм. Над постановкой трудятся Януш Юзефович и Януш Стоклосс - создатели первого и самого успешного московского мюзикла "Метро". Но самое главное - "Иствикские ведьмы" будут мюзиклом про женщин и для женщин. Такого у нас еще не было.
Итак, вот-вот начнется новый этап борьбы за потребителей мюзиклов. Несмотря на то что количество мюзиклов в Москве все прибывает, острой конкуренции пока не предвидится. Потому как ни одна постановка не похожа на другую, и у каждой из них обязательно найдется своя аудитория.
Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
|
|