Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

"ВЕСЬ ДЕНЬ Я РЕПЕТИРОВАЛА "НОРД-ОСТ", А ВСЮ НОЧЬ СНИМАЛАСЬ В "БРИГАДЕ". И ТАК ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ПОДРЯД"

05.05.2003

СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА


Наталия ХОМЕНКО "Сегодня"



Она не может "солидно" сидеть на пресс-конференции: лучисто улыбается кому-то в сторону, жестикулирует... Актриса Екатерина Гусева еще очень молода, но уже знаменита исполнением главных ролей в мюзикле "Норд-Ост" и телесериале "Бригада". Мы беседуем по пути из Борисполя в Киев, стараясь избегать вопросов о трагических событиях прошлой осени. К счастью, 23 октября Катя не была занята в спектакле... Но в зале остались друзья, коллеги... "Их нет, а я осталась жить. Почему я, а не они? Меня все время мучит этот вопрос, и у меня на него нет ответа. Все мы вышли из этого кошмара с ощущением, как важно быть внимательными, добрыми к людям рядом. Сегодня обидел человека, поругался из-за пустяка. А завтра случится такое -- и все. Уже не возьмешь свои слова обратно, не помиришься. Ничего не поправишь. Остается невозвращенный долг. Навсегда..."



"Я КАК ЧЕБУРАШКА -- ВСЕ НА СЛУХ ЛОВИЛА"


- Катя, как вы попали в "Норд-Ост"? Как вообще решились бросить хорошую работу в репертуарном театре ради... в общем, ради неизвестно чего?


- Действительно, было очень много работы в Театре у Никитских ворот, у Марка Розовского. На четвертом курсе Щукинского училища я уже играла у него. Буквально весь репертуар: бедная Лиза, Ольга Ильинская, Сонечка Мармеладова, Аню в "Вишневом саде" репетировала... Хотя, по большому счету, Катя Татаринова -- это моя дебютная роль, потому что Марк "вводил" меня в старые спектакли. А я категорически не хотела повторять тот рисунок роли, который был у актрисы, игравшей до меня. Хотела придумать что-то сама... Как решилась? Мне просто достаточно было послушать эту музыку, которую написали Алексей Иващенко и Георгий Васильев и спели вдвоем весь спектакль. Когда я это услышала, поняла, что за этим произведением могу идти куда угодно -- вслед за этой музыкой. Забыть о кино (я понимала, что это будет около двух лет), взять академический отпуск в театре и все свое время посвятить этому проекту.


- А вы до этого Иващенко и Васильева слушали?


- (Широко улыбаясь.) К сожалению, нет. У нас многие ребята из актерской труппы знают и любят их песни, а я познакомилась с их творчеством только после того, как познакомилась с ними лично. Тогда уже стала слушать их песни...



СЧАСТЛИВЫЕ СОВПАДЕНИЯ



На роль Кати Татариновой были сотни претенденток. Катю Гусеву, как и всех прочих, засняли на видеокамеру, потом эта кассета попала к Иващенко и Васильеву. "Это было незабываемое впечатление, -- рассказывает Георгий Васильев. -- Мы с Алексеем Игоревичем просто ахнули, когда увидели Катю. Она могла даже рот уже не открывать. Потому что мы поняли, что нашли главную героиню. Мы почему-то оба, не сговариваясь, представляли себе Катю Татаринову именно в обличье Кати Гусевой. Бывают же такие счастливые совпадения!"


- "Два капитана" Каверина -- это моя любимая книжка с детства. Я понимала, что два фильма уже снято, что спектакль вряд ли поставят, потому что это огромный роман... И вдруг -- ставится мюзикл! Мне этот жанр был незнаком, но с другой стороны, всегда было обидно, что мои таланты, кроме драматического, никем не востребованы. Например, вокал, танец. В детстве я около семи лет занималась танцами. Музыкального образования у меня, к сожалению, нет. Я, знаете, как Чебурашка, -- все на слух ловила. Просто от природы очень музыкальный человек. Пела и в Щукинском училище, и в театре у Марка Розовского... Но чтобы исполнить арию Кати, мне потребовалось год до премьеры заниматься вокалом. Постановка голоса занимает четыре-пять лет, как минимум, а мне пришлось все это освоить за год. Как ускоренный курс английского... Только потому, что я мечтала сыграть именно эту женщину -- Катю Татаринову, а не какую-нибудь там "бледную немощь" Офелию...


- Она вам так близка?


- Я бы хотела быть на нее хоть чем-то похожей. Потому что для меня это просто идеал женщины.


- Как вам кажется, эта работа вас изменила?


- (Смеясь.) Я думаю, что очень изменила! Эта роль меня многому научила. Прежде всего, верить в свои силы. Очень сложно было, все шло через преодоление... Петь "вживую" каждый вечер сложную партию, когда у тебя не 100 человек аудитория (как в театре у Розовского), а 1300! Я всегда думала о большой сцене. И когда я пришла в театр к Марку... У меня рост метр семьдесят, голос звонкий... Он мне всегда говорил: "Тише, я тебя слышу!" -- сидя на последнем ряду. Я разводила руками -- какой-то широкий жест делала, -- и у меня правая рука касалась правой кулисы, левая -- левой. Марк говорил: "Успокойся!" Конечно, хотелось большой сцены, размаха. Но зато театр Розовского мне помог адаптироваться в кино. Театральным актерам очень сложно перестроиться на крупный план: там взмах ресниц -- уже мизансцена. Вот как Сережа Безруков "прыгал" из МХАТовских спектаклей в "Бригаду": отыграл "Амадея" -- и бегом в кадр. Мне это не составляло труда -- у меня зритель сидел прямо "на носу".



"ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ -- ТРЕХ ПОЙМАЕШЬ. ЭТО ПРО МЕНЯ"



- В каком-то интервью вы говорили, что вам трудно говорить слова любви Безрукову, потому что есть кому говорить эти слова в жизни...


- Как сказать... Все роли мы лепим из себя. Если человек любит, если любовь в нем живет, значит, ничего играть не нужно. Нужно просто приоткрыть эти створки -- вот и все. Единственное (со смехом) -- объект меняется. Поэтому гораздо проще, когда ты смотришь не в глаза партнеру, а на камеру приклеивают такой красный скотч, и ты с ним разговариваешь.


- Неужели так легче, чем глядя в глаза живому человеку?


- Для меня фантазия богаче, чем конкретика. Поэтому мне легче представлять себе... А самое смешное -- когда партнер искренне верит, что все эти слова относятся именно к нему, а не к его персонажу! (Смеясь.) В этом сложность для женщины-актрисы, которая искренна в кадре.


- Катя, а "Бригада" снималась до того, как в вашей жизни появился "Норд-Ост"?


- Это целый этап в моей жизни, и очень сложный. Я снималась в кино, контракт заканчивался 31 марта. А 1 апреля мы должны были приступить к репетициям "Норд-Оста". Но дело в том, что снимали очень подробно, на кинопленку... Не могу сказать,что "не спеша", но очень качественно работали. И не успели к сроку. Продлили договор на четыре месяца. И у меня началась интересная жизнь: с 10 утра до 6 вечера репетировала "Норд-Ост", а с 8 вечера до 8 утра снималась в кино. В этом режиме я существовала около четырех месяцев.


- Сумасшедший дом...


- Да. Но тогда, как мне казалось, у меня не было выбора. А вот сейчас в мае должны закончиться съемки картины "Небо и земля" в Минске, у режиссера Виктора Сергеева. Здесь был выбор: либо сниматься в кино, либо играть "Норд-Ост". Но я не смогла выбрать для себя. И опять у меня такая жизнь -- абсолютно та же история. Я жила между Москвой и Минском: вечером играла спектакль, в 22.45 у меня поезд, в 9 утра я уже была на съемочной площадке, съемка заканчивается в 9 вечера, в 10 у меня поезд... Мой рекорд -- семь ночей подряд в поезде... Просто потому, что невозможно было сделать выбор. Можно всю жизнь играть роль Кати Татариновой и забыть, что такое кино, -- а можно сниматься... Я стараюсь к проблеме выбора рационально вообще не подходить, не подключать мозги. Доверяюсь каким-то внутренним ощущениям, но сделать выбор очень сложно. Иногда думаю: неужели я в силах все это совмещать? Оказывается, да. За двумя зайцами погонишься -- двух поймаешь. Или трёх. Это про меня.



СЛОВО ДИРЕКТОРУ



Георгий Васильев: На самомо деле, Катя -- исключение. Мы обычно запрещаем нашим актерам работать где-либо еще. По условиям контракта они не имеют права сниматься или играть в других театрах без нашего согласия. (Пауза.) Более того, мы им запрещаем даже иметь лишний вес.


Катя: Но за утерянные килограммы нам не доплачивают!


Г.В.: А за лишние -- штрафуем.



"ПРОДОЛЖЕНИЯ "БРИГАДЫ" НЕ БУДЕТ"



- Катя, 10 мая "Норд-Ост" в Москве "сворачивается". Вот вы проедете с концертной версией мюзикла по Европе, в том числе 14--15 июня выступите в Киеве на сцене Дворца "Украина"... Что будете делать после этого? Вернетесь в маленький театрик?


- (Задумавшись.) Вы знаете, нет. Я уже стала такой капризной в выборе ролей и спектаклей... У меня есть работа в кино, которая позволяет мне независимо существовать финансово. То есть я могу отказаться от бесчисленных антрепризных предложений, могу не идти в "Нотр-Дам" на третий состав, может быть, даже ждать какой-то роли... Могу себе это позволить, потому что, слава Богу, есть кино. Продолжения "Бригады" не будет, говорю сразу. Но есть два замечательных проекта: один на лето, другой на осень-зиму -- с Петром Ефимовичем Тодоровским...


Еще, у меня есть уже своя песня, для меня специально ее написали Карен Кавалерян и Ким Брейдбург. Я уже ее записала в студии. Летом, видимо, будем снимать клип. То есть о вокале я тоже стараюсь не забывать. Очень много концертных предложений. Вот, я пела на канале "Культура" в программе "Романтика романса" -- есть предложение сделать цикл романсов с Серебрениковым... Все это, конечно, требует времени и полной отдачи. Но в Москве, к сожалению, на данный момент нет мюзикла, в котором я хотела бы принимать участие. Поэтому я думаю, что скоро времени будет достаточно.


- Вас тянет именно в мюзикл?


- Да, я полюбила этот жанр. Когда я была в Лондоне -- нас возили Васильев с Иващенко -- помотрела "Отверженных" и "Призрак оперы". Потом, побывав на Бродвее, я за 8 дней посмотрела 9 мюзиклов. В мюзикле я могу раскрыться полностью, показать все свои возможности. Но конечно, я очень скучаю по драматическому театру. Все-таки, я закончила Щукинское училище, и очень хочется надеть серое платье, поставить табуретку, луч света, черный задник, никаких декораций и музыки -- и какую-нибудь сложную пьесу... Соскучилась!


- Катя, сколько сейчас вашему сыну Алеше?


- Четыре с половиной годика.


- Он видел "Норд-Ост"?


- Нет еще, пока не смотрел. Но я думаю, что обязательно посмотрит. До 10 мая осталось мало времени...


- То есть он маму на сцене и не видел?


- (С улыбкой, но твердо.) Я не хочу обсуждать тему семьи. Я к этому очень трепетно отношусь.


- Это у вас "издержки" хорошего воспитания?.. Вообще, как родители отнеслись к тому, что дочь решила стать актрисой?


- Насколько я помню (я, к сожалению, не так хорошо знаю свое генеалогическое древо), у нас никто из семьи не был в этой профессии -- ни по папиной линии, ни по маминой. Просто как-то так с детства сложилось: я очень много пела и танцевала всегда. Но в основном был спорт: гимнастика, фигурное катание, плавание... Знаете как, детские мечты: то ты мечтаешь быть балериной, то фигуристкой, то вдруг актрисой -- сдираешь тюль и делаешь себе из нее фату... Но готовилась я в биотехнологический вуз, в одиннадцатом классе весь год честно ходила на курсы... А на "последнем звонке" меня заметил ассистент Евгения Рубеновича Симонова (это был последний его курс в Щукинском) и предложил: не хотела бы я попробовать? Я попала на курс прямо с прослушивания, миновав все туры...


- Катя, какие ощущения были, когда национальная театральная премия "Золотая маска" прошла "мимо" вас? "Норд-Ост" получил как лучший мюзикл, Юрий Мазихин -- за мужскую роль, а вы -- нет...


- Вы знаете, сама номинация для меня уже была наградой, ведь люди, которые получали маску, являются моими кумирами в профессии... Хотя я не отношусь к людям, которые говорят, мол, главное -- не победа, а участие. Это просто смешно. Кто-то придумал этот олимпийский лозунг -- я с ним совершенно не согласна. Я вообще максималист: или все, или ничего. Я не понимаю оценки "три с плюсом" или "четыре с минусом". Только черное и белое. А может, это молодость, характер, и со временем пройдет? Тем не менее, именно к этой ситуации я отнеслась философски: когда Нина Ананиашвили не получила "Маску", Галина Тюнина не получила, Константин Райкин!..


- Хорошая компания.


- (Рассмеявшись.) И мне в ней уютно! Нет, ерунда все это. Но если быть до конца откровенной... Номинировались два мюзикла, и "Нотр-Дам" не мог не получить вообще ничего. Это было бы неправильно.



"НЕУЖЕЛИ АВТОРЫ МОГЛИ ПОДУМАТЬ, ЧТО Я ОТКАЖУСЬ ЛЕТЕТЬ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС?"



- Когда год назад вы с Иващенко-Васильевым и исполнителем роли Сани Григорьева Андреем Богдановым летали на Северный полюс -- не страшно было? Вы сразу согласились туда лететь или этот вопрос вообще не обсуждался: худруки сказали "надо" -- и все?


- Меня удивило, как осторожно мне это предлагалось! Неужели наши авторы могли подумать, что я буду сомневаться?! Они постучались ко мне в гримерную, я к ним вышла, и они робко сказали: "Катя, у нас к вам предложение..." "Что, сразу у двоих?" -- спросила я. Они засмеялись: "Ну, в общем -- да... Не хотели бы вы поехать вместе с нами на Северный полюс?" Знаете, бывают такие мечты, которые... ну даже в голову не приходят, потому что ты понимаешь, что этого никогда не произойдет. Но когда это все-таки произошло!.. Ощущения потрясающие: что ты стоишь на "пупе Земли", а вся Земля вертится у тебя под ногами. Это испытать раз в жизни -- воспоминаний хватит и на моих внуков, и правнуков, и еще книжку напишу когда-нибудь... (Смеется).


- Холодно было?


- Минус 40 с небольшим. Но мы жили в "vip-условиях": на монолитной льдине был разбит лагерь, состоявший из надувных модулей, температура в которых +18--19 градусов...


- Северный полюс -- это была самая экзотическая ситуация в вашей жизни?


- Ну не знаю... Дайвинг -- это сейчас, по-моему, уже ни для кого не экзотика, но я очень люблю подводное плавание. Люблю ночной дайв, всякие пещеры, затонувшие корабли, поплавать с акулами... К сожалению, уже полтора года, как у меня такой затянувшийся перерыв.


- Неужели не страшно: ночь, пещеры, акулы?


- Это же все постепенно: начиная с бассейна, с шестиметровой глубины. Потом -- 15 метров. Страха нет. Просто любопытство: иной мир, такой далекий и в то же время такой близкий. Там свои законы... Чувствуешь себя пришельцем.