|
Подшивка
Лекарство против страха. МЮЗИКЛ в России живет и здравствует
20.03.2004
Русский курьер Екатерина КРЕТОВА
Весной просыпается природа, возбуждаются сумасшедшие, окрыляются влюбленные, и, как показывают последние события, активизируются мюзиклы.
"Норд-Ост" пакует чемоданы
Многострадальный мюзикл "Норд-Ост" заявил о реализации давно задуманного замысла - гастрольном туре по крупнейшим городам России. Премьера новой версии спектакля состоится 24 сентября 2004 года в Санкт-Петербурге на сцене театра "Мюзик-Холл". Весь тур рассчитан на три театральных сезона - 2004-2007 годов. В течение первого сезона гастроли пройдут в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Уфе, Тюмени, Красноярске, Новосибирске, Омске и Челябинске. В следующем сезоне "Норд-Ост" отправится в Сочи, Пермь, Екатеринбург, Казань, Самару, Саратов и Ростов-на-Дону. В 2006-2007 годах планируется возвращение мюзикла в Москву.
В каждом из перечисленных городов "Норд-Ост" будет показан от 10 до 70 раз подряд. То есть практически в режиме проката стационарного мюзикла. И это понятно: монтировка декораций для каждой серии спектаклей займет не менее трех суток. Всего за период гастролей пройдет свыше 300 представлений. Понимая разницу между уровнем жизни в столице и провинции, организаторы тура установили для гастрольных показов более низкие, чем в Москве, цены на билеты.
Для проката "Норд-Оста" на разных сценических площадках по специальному проекту созданы новые декорации. Они отличаются от изначального варианта, но не менее эффектны и мощны. По технической сложности и компьютерному оснащению новые декорации даже превосходят первую версию "Норд-Оста". Огромный самолет, который поражал воображение столичной публики, все так же будет приземляться на сцену во время каждого представления.
Из города в город мощный комплекс театральной машинерии, костюмов, реквизита, световой и звуковой аппаратуры будет транспортироваться в восьми морских контейнерах. В спектакле появятся новые аранжировки и некоторые изменения в либретто. На сцену во время каждого спектакля будет выходить 35 актеров: 26 взрослых и 9 детей. Труппа значительно обновлена, хотя окончательный состав участников создатели тур-версии пока держат в секрете.
Конечно, возрождение "Норд-Оста" имеет ярко выраженный идеологический аспект. Название этого мюзикла стало известным во всех уголках России благодаря страшной рекламе, которую ему создал циничный и зверский теракт. Но этот спектакль имеет право на совершенно другую известность -как первый образец жанра классического мюзикла на русской сцене, как яркое и праздничное представление, сделанное талантливыми людьми. Георгий Васильев, автор и продюсер "Норд-Оста", переживший весь ужас положения заложника, сказал, что возрождение мюзикла - это "своего рода курс лечения от страха для всего общества".
Нельзя с ним не согласиться, тем более что мюзикл как жанр в целом – это замечательное лекарство против страха, стресса, уныния и других негативных состояний, в которые так и норовит впасть человек.
Перемена пола
Начинаются репетиции нового мюзикла на сцене театра "Московская Оперетта". На смену "Нотр-Дам де Пари" грядет другой французский шедевр - "Ромео и Джульетта" Жерара Пресгурвика. Этот спектакль, выпущенный в Париже на роскошной сцене Palais des Congres в 2001 году, уже имеет английскую и голландскую версии. И вот теперь он будет показан в Москве. Основная калька спектакля сохранится: так же, как в Париже и Лондоне он будет идти под фонограмму - так жестоко французский мюзикл сломал классическую бродвейскую традицию, которая предусматривает в мюзикле только "живой" оркестр.
Так же, как в Париже, в русской версии персонажи будут одеты в дорогостоящие костюмы из натуральной кожи. Капулетти - в оттенки красного, Монтекки - синего.
Но вот что точно будет значительно отличать московский вариант от оригинала - это смена пола одного из главных героев. Нет, к счастью, не Ромео и не Джульетты, а Смерти (она же Судьба, она же Королева Маб). В оригинальной версии Смерть - Женщина в Белом. Именно она "рулит" всем сюжетом трагедии, заводя его, как поначалу кажется, в роковой тупик. Смерть сталкивает Ромео и Джульетту, влюбляет их друг в друга, прячет от Ромео спасительное письмо, а в конце вкладывает в руку Джульетты смертоносный кинжал. И лишь в финале становится понятным истинный миротворческий смысл ее гнусных действий: она принимает в жертву жизни юных героев, дабы установить, наконец, мир и любовь между воюющими кланами.
Так вот в московском спектакле все это будет делать мужчина. Да еще какой - знаменитый танцовщик, солист Большого театра Николай Цискаридзе. Возможно, его участие изменит и рисунок роли: в оригинальной версии Смерть вообще не танцует, она лишь ритмично двигается в стиле Айседоры Дункан, пластично играя полупрозрачными одеждами. Можно предположить, что профессиональные достоинства Цискаридзе выведут эту роль на более значительный хореографический уровень.
Электрогитара нам поможет
Еще в Москве начался кастинг в русскую версию мюзикла на песни группы Queen We Will Rock You. Он тоже весьма свеж: его премьера состоялась в Лондоне в мае 2002 года. Сейчас он идет в Мельбурне и Мадриде, а одновременно с московской версией его запускают в Америке, Японии и Германии. Продюсерами этого проекта являются солисты группы Queen Брайан Мэй и Роджер Тейлор, а также голливудская звезда Роберт де Ниро. Все они собираются приехать в Москву в середине апреля на последний этап кастинга.
В мюзикле использованы хиты группы Queen - Radio Ga-Ga, I want to break free, We are the Champions, Bohemian Rapsody и естественно, We Will Rock You, давший название всему спектаклю.
Сюжет представляет собой характерную для рок-культуры бунтарскую антиутопию. Действие происходит в негуманном тоталитарном будущем, где музыкальные инструменты под запретом, люди должны ходить в одинаковой одежде и слушать компьютерную музыку.
А хотят они (люди) носить одежду, какую захочется, и слушать музыку, написанную людьми. Главные герои Галилео и Скарамуш, отправляются на поиски электрогитары и вступают в борьбу со злом в лице коварной и жестокой Киллер Куин. Электрогитара в данном случае выступает в роли чаши Грааля, а Галилео и Скарамуш - в роли рыцарей. В общем, сюжет то ли мифа, то ли детской новогодней елки, но дело, конечно, не в этом. Дело в музыке группы Queen, которая, безусловно, входит в гипотетический список шедевров прошлого века, причем не только в номинации "рок", но в классическом музыкальном наследии в целом.
We Will Rock You станет не первым опытом адаптации рок-спектакля к российской сцене и, главное, к российскому зрителю. Несколько лет назад была предпринята постановка рок-оперы "Волосы" - кстати, там же, в Театре Эстрады. Она провалилась. И не случайно: рок-стилистика для русского уха и глаза - это еще более чуждая сфера, нежели джазованно-степовый бродвейский мюзикл. И если лет двадцать назад рок слушала практически вся советская молодежь, то теперь, будучи российской, она в большинстве своем безнадежно испорчена отечественной попсой.
Скорее всего, публикой нового мюзикла окажется поколение 8-десятников – нынешних 40-летних, в свое время фанатеющих от фантастического голоса и мощной личной энергетики умирающего от СПИДа лидера Queen Фредди Меркьюри. Добавим, что в апреле свою "Вестсайдскую историю" покажет театр La Scala, a музыкальный театр Владимира Назарова представит премьеру мюзикла "Скрипач на крыше". Так что любителям жанра скучать не придется.
|
|