|
Подшивка
КАПИТАНЫ И НОРД-ОСТ
06.04.2004
Деловой вторник Беседовала Елена РЕШЕТНЯК.
АВТОР ИЗВЕСТНОГО НА ВЕСЬ МИР МЮЗИКЛА ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВ ОБЪЯСНЯЕТ, ЗАЧЕМ РЕАНИМИРУЕТСЯ ПОГИБШИЙ СПЕКТАКЛЬ
Полтора года прошло с тех пор, как мюзикл "Норд-Ост" пережил страшную трагедию.
Его авторы, в прошлом известный бардовский дуэт ИВАСИ Алексей Иващенко и Георгий Васильев, по-прежнему вместе. Песен они уже не пишут, концертов не дают, но иногда выступают на бардовских концертах, как, например, на недавнем юбилее Грушинского фестиваля, проходившего в Москве. Зрители уже обрадовались – ИВАСИ возвращаются! - но не тут-то было.
- Возвращаться пока мы не собираемся, - пояснил Георгий Васильев. - Это как в боксе. Начав работать в жанре мюзикла, мы перешли в более тяжелую весовую категорию. И теперь уже трудно снова вернуться в легкий вес, хотя авторскую песню мы по-прежнему любим. Но ушли - значит ушли. Хотя Алексей, например, возобновил свою концертную деятельность в новом дуэте, и я за него очень рад.
- Мы недавно сделали совместную программу с Ириной Богушевской, - рассказал Алексей Иващенко. - Я перевел на русский язык боссановы Антонио Карлоса Жобима, и мы их спели дуэтом. Но это, так сказать, в свободное от работы время. Основная моя работа сейчас -это "Норд-Ост".
У Георгия Васильева "Норд-Ост" тем более на первом месте. Он по-прежнему остается директором телефонной компании "Goodwin", хотя в ближайшее время собирается уйти с этой должности и возглавить Совет директоров. У него свои музыкальные планы. Как всегда, оригинальные. Недавно, например, Васильев выпустил необычный альбом: перевел лучшие новогодние рождественские песни с разных языков и записал их в исполнении Алексея Кортнева, Ларисы Долиной, Филиппа Киркорова, Екатерины Гусевой, Петра Маркина. А еще ИВАСИ выпустили полное собрание своих сочинений - все шесть дисков, включая "Вечный думатель", который ранее не издавался...
Но все-таки "Норд-Ост" был и остается главным делом в жизни этих людей.
Восстановить его они считают своим долгом. И сейчас авторы мюзикла готовят свое детище к возрождению. Подробнее об этом мне удалось поговорить с Георгием Васильевым в той самой студии звукозаписи на Дубровке, откуда все начиналось два с половиной года назад.
- Мы воспользовались вынужденным перерывом для того, чтобы капитально реконструировать "Норд-Ост", - рассказал Васильев. - Дело в том, что "Норд-Ост", который вроде бы состоялся как театральное явление, был признан зрителями и профессионалами, мне лично как музыканту удовлетворения не принес. Хочу признаться: не получилась музыка так, как мы ее задумывали. В спектакле много хороших тем, которыми мы гордимся, но, к сожалению, нам не удалось предъявить их зрителю должным образом. Не смогли добиться, что называется, стопроцентных аранжировок, вокала. И сейчас, когда явилась эта пауза, мы решили переработать музыкальную часть. Так что мы готовим новые аранжировки для спектакля. И с музыкальной точки зрения он сильно обновится.
- Будет совсем новая музыка, появятся новые арии?
- Нет, все песни, все арии сохранились. Речь о других аранжировках и исполнении. Требуются иная вокальная манера, другой оркестр, другой состав инструментов. Зачем? Музыка должна стать более яркой, энергичной и мелодичной...
- Более современной?
- Нет, это не то слово, поскольку сам жанр не терпит слова "современность". Когда мы говорим "современная музыка", то предполагаем, что это "рэп", например, или "хаус". Но в этом смысле мюзикл никогда не будет современным жанром потому, что должен нравиться зрителю годами и десятилетиями. Мы же нахально надеемся, что "Норд-Ост" будет оставаться интересным для публики долгие годы. Мы не хотели бы следовать сиюминутной моде. И в целом наша музыка останется театральной, а не эстрадной.
- Через полгода после трагедии на Дубровке вы уже пытались восстановить спектакль на прежней сцене, но ваша попытка потерпела неудачу. "Норд-Ост" просуществовал на сцене всего три месяца - с февраля по май 2003-го. Что помешало возродить мюзикл окончательно и почему вы так уверены, что это удастся сделать сейчас?
- После нападения террористов спектакль был почти уничтожен. Декорации, костюмы, сцена... Восстановить ущерб нам помогли в основном частные пожертвования и общественные организации. Государственная доля во всех собранных средствах не превысила четверти. Еще раз огромное спасибо всем, кто нам помог. А что было дальше - вы знаете. Сцену, зал, костюмы восстановили, актеры вышли на те же подмостки, но... Мы получили двойное сокращение притока зрителей. Люди просто не хотели идти в "тот самый зал", где все это случилось, где было столько страданий и смертей. Не хотели - и все...
- Но те же актеры по-прежнему выходили на ту же сцену?
- Да. Никто не ушел. А детская труппа даже пополнилась. Мы дали объявление, и к нам на прослушивание родители привели еще около сотни ребятишек. Мы начали готовить ребят (четыре состава!), но не успели всех выпустить на сцену, потому что закрылись. Кстати, в последние две недели, когда уже было объявлено, что "Норд-Ост" закрывается, у нас пошли аншлаги, пришлось вводить дополнительные спектакли. Билеты раскупались буквально за два дня. И все-таки продолжать играть после уже объявленного срока мы не стали. Это были бы судороги. Зато мы воочию убедились, что спрос на "Норд-Ост" остался неудовлетворенным.
- Что будет с прежним составом "Норд-Оста"? Вы, говорят, набираете новых актеров?
- Около трети прежнего состава, думаю, мы оставим, хотя желающих попасть в новый "Норд-Ост" гораздо больше. Но мы должны обновить труппу. Есть одно принципиальное соображение: мы хотим, чтобы там было меньше москвичей. В Москве актерское сообщество все-таки заелось - здесь больше музыкальных проектов, больше выбор. А мы приглашаем актеров из разных городов приехать и попробоваться. Пусть они будут менее подготовленными, зато, надеюсь, более искренними. Мы уже провели несколько отборочных туров в Питере и остались очень довольны результатами. Там замечательные актеры, которые нам подходят и которые не востребованы в Питере. А главное, они очень хотят работать в "Норд-Осте". Это видно по их глазам, по тому, как они готовятся к прослушиванию. Мы еще ни с кем не заключали контрактов, пока не прошло прослушивание всех претендентов. Но, надеюсь, что к концу апреля мы окончательно сформируем труппу.
- А актеры на главные партии уже есть?
- Пока нет. Мы сначала набираем труппу, а потом проводим распределение ролей. Особенно это важно в гастрольной жизни, люди должны быть взаимозаменяемы, надо иметь как. минимум двух исполнителей каждого героя. Взрослые будут играть каждый день - это их основная работа, а дети - в четыре смены, гастролируя одну неделю примерно раз в полтора месяца.
- Так что же, прежних исполнителей главных ролей - Кати Гусевой и Андрея
Богданова - уже не будет?
- Честно скажу: не знаю. Они оба хотят участвовать в спектакле, но есть ряд обстоятельств, которые могут помешать им. У Кати ребенок, и, боюсь, она не сможет отрываться от семьи на длительное время. Ни с Катей, ни с Андреем условия контрактов мы еще не обсуждали.
- После того, что вы вместе пережили, коллектив должен стать большой дружной
семьей?
- Конечно. Весь коллектив наш очень дружен. И когда мы собираемся, это действительно очень похоже на большую семью. Которая очень многое вынесла... По-моему, все осознают, что, может быть, у них в жизни больше не будет более серьезного дела и более дружной семьи, чем "Норд-Ост". Чем больше мы отдаляемся от того, первого, "Норд-Оста", тем значительнее кажется все, что с ним было связано. И, может быть, желание снова попасть в состав труппы вызвано и этим обстоятельством...
- Насколько я помню, вы с самого начала планировали сделать передвижную версию "Норд-Оста"?
- Да, но у нас для этого тогда не было ни денег, ни технического решения. Финансирование появилось недавно благодаря помощи региональной общественной организации "Открытая Россия" - она выделила нам два миллиона долларов. Техническое решение тоже удалось найти. Это было очень непросто. Окончательное испытание новых декораций и техники мы проведем в июне, на прежней сцене, на Дубровке. Самолет так же будет садиться на сцену каждый вечер, появятся новые более насыщенные спецэффекты. Как выяснилось, не во всех городах есть театры, соответствующие "Норд-Осту" по своим техническим параметрам. Нет, например, такого театра в таких крупных городах, как Волгоград или Самара. Терять такие города очень не хочется, но тут уж ничего не поделаешь. 24 сентября мы стартуем в Питере, в ноябре - в Нижнем Новгороде, в декабре -в Уфе, в январе – в Красноярске, затем в Новосибирске, Тюмени, Омске...
- А цены на билеты будут такие же, как в Москве?
- У нас, если вы помните, были очень демократичные цены, но даже они слишком высоки для других российских городов. Поэтому мы будем стараться их снизить, хотя затраты наши будут выше, чем в Москве. Мы ведь везем полноценный спектакль с декорациями в восьми морских контейнерах. Монтаж всего этого скарба будет занимать около трех дней. Поэтому в каждом городе мы будем давать не менее 10 спектаклей. А чтобы заполнить зал, нужно назначить приемлемые для зрителей цены на билеты. В коммерческом смысле этот проект очень... как помягче сказать... экстравагантный. Нормальный продюсер, если бы он не был одержим навязчивой идеей, просто не полез бы в это дело.
- Кстати, о продюсере. Вы будете приглашать кого-то на место Александра Цекало?
- Срок контракта с Александром истек, он перешел на другую работу. Саша сослужил нам хорошую службу, я ему очень благодарен за это. Теперь он не с нами, но мы с Алексеем Иващенко по-прежнему авторы, режиссеры и продюсеры "Норд-Оста".
- Вы все-таки надеетесь окупить свой проект?
- Когда-нибудь. Главное, на мой взгляд, - это хорошая организация и правильный выбор исходного материала. Наш спектакль оказался таким живучим именно потому, что это - "Два капитана". Вспомните: ведь из тех, кто пытался играть мюзиклы подобно "Норд-Осту" в ежедневном режиме, никто, кроме нас, дольше полугода не выдержал. А ведь ни на кого больше террористы не нападали.
- Почему вы так упорно стремитесь восстановить "Норд-Ост"? Вам так жалко свое детище? Вы хотите возместить свои убытки? Не правильнее было бы создать новый проект, используя уже имеющийся опыт?
- Знаете, я и сам долго не мог сформулировать, почему мне нужно восстановить "Норд-Ост". И только недавно это сделал. Когда я был там, среди заложников, я с ужасом наблюдал, как буквально на глазах меняется психология людей. Я сидел и думал: неужели люди заставят себя на глазах у всех спускаться в эту оркестровую яму, чтобы справить свои надобности? А через несколько минут стало ясно - конечно, пойдут. Все были поставлены в униженное, рабское положение, в положение узника в концлагере, когда попирается человеческое достоинство, когда воля парализована страхом и неизвестностью. И, уже выйдя на волю, я понял, что подобное чувство испытывают все, кто сталкивается с терроризмом. В любой момент в любом городе могут взорвать любой автобус или дом - и даже наши бесшабашные люди это чувствуют. И боятся ходить в театры, ездить в метро...
Я не хочу жить в таком рабском состоянии. Я не хочу бояться. Потому стараюсь помочь другим людям избавиться от этого. Может быть, именно поэтому мы восстанавливаем "Норд-Ост", чтобы люди шли в театр, жили достойной - нормальной! - жизнью. Как это ни банально и ни наивно звучит, но мы хотим доказать, что добро все-таки должно восторжествовать. Не только на сцене, не только в сказке, но и в жизни. Это очень важно. Для меня это важно, уверен, что и для очень многих других людей тоже.
Этот же материал 6 апреля 2004 года опубликовали газеты
"Северный рабочий"(Архангельск), "Волгоградская правда"(Волгоград), а также 8 апреля 2004 года газета "Вечерняя Пермь".
|
|