|
Подшивка
ДЕРЖИТЕ НОС ПО ВЕТРУ
24.03.2004
Куранты
МАРИЯ ШИБРЯЕВА
С сентября мюзикл "Норд-Ост" начнет трехгодичные гастроли по стране
Мюзикл "Норд-Ост" объявил о новом этапе в своей жизни - гастрольном туре по 17 городам России. Премьера состоится 24 сентября в Санкт-Петербурге, а затем труппа три года будет колесить по стране, финишировав в Москве. На прежнюю сцену в ДК на Дубровке "Норд-Ост" не вернется, в спектакле будут заметные музыкальные и технические изменения. О том, кому и зачем понадобилось возрождать ставший синонимом жуткой трагедии мюзикл и как это будет в итоге выглядеть, рассказали его создатели Георгий Васильев и Алексей Иващенко.
"Выйдя на свободу, я обнаружил, что терроризм действует не только на заложников, но и на всех, кто вокруг. Люди боятся ходить в театры, боятся спускаться в метро. Этот страх и психоз необходимо превозмочь, - считает бывший заложник Георгий Васильев. - Мы видим миссию спектакля как раз в том, чтобы помочь обществу избавиться от этого страха. Мы тем самым помогаем людям. По данным агентства Комкон, собранным в прошлом году, 84 процента опрошенных однозначно ответили, что спектакль должен быть восстановлен и должен жить. Даже те, кто его не видел. Это важно для нас, и мы считаем, что делаем правильно".
Попытка возродить "Норд-Ост" уже предпринималась, причем на сцене того самого ДК на Дубровке. Но никакие статистические данные и вера продюсеров в необходимость дальнейшей жизни своего детища не смогли убедить зрителей прийти в восстановленный зал. Хотя тогда Васильев так же, как и сейчас, настаивал на "необходимости этого для общества в целом". Дубль два не удался, и мюзикл закрыли. Тем более удивительно было обнаружить в январе 2004 года на официальном сайте "Норд-Оста" объявление о наборе в новую труппу спектакля...
"По сути дела, новый "Норд-Ост" будет сделан по новой технологии, которую мы подсмотрели сейчас у новых мюзиклов. Мы прекрасно понимаем, что нам многое не удалось в предыдущей версии, но теперь мы знаем, как сделать, чтобы было так, как мы хотим", - считает Алексей Иващенко. Фонд "Открытая Россия" и Сбербанк России согласились финансово помочь мюзиклу возродиться в третий раз. "В те времена, когда мы восстанавливались, - говорят авторы "Норд-Оста", - экономика нашей продюсерской компании была полностью подорвана. Мы хотели, но не могли оказать серьезной помощи всем пострадавшим людям. Московское правительство выделяло немалые средства, но это распределение шло формально, всем сестрам по серьгам, хотя было понятно, что случаи все разные. Есть дети, которые лишились родителей, немощные родители, лишившиеся зарабатывающих детей. Какие-то странные ограничения были - не оказывали помощь тому, у кого не было московской прописки".
Проанализировав, как оказывалась помощь пострадавшим, Васильев и Иващенко как руководители проекта решили, что правильнее всего организовать международный фонд поддержки. Сразу после октябрьской трагедии в Москве нечто подобное было создано русской диаспорой в США. Сейчас у фонда уже есть официальное представительство в России. "Мы этой организации доверяем, - говорят продюсеры, - она создала самую полную базу данных по семьям погибших, по состоянию их всех и сформулировала, как будут перечисляться средства. Именно туда мы будем перечислять некоторую часть своих доходов от показа "Норд-Оста" по стране".
О том, что доходы и зрители будут, Васильев и Иващенко не сомневаются, несмотря на неудачную попытку возрождения спектакля в Москве. Более того, они заявляют, что эти гастроли будут "принципиально отличаться от того, что до сих пор делалось в России". Завоевывать зрителей будут качеством и количеством. "Люди, которые придут на первые спектакли "Норд-Оста" в своем городе, с очень пристальным вниманием будут изучать то, о чем они так много слышали, - считает Иващенко. - Потом они расскажут другим о своем впечатлении. Это огромный ресурс, и нам выгодно показывать спектакль в городе много раз, его доброе имя начинает работать на него". Сейчас музыкант работает над новыми аранжировками и либретто "Норд-Оста".
Более сведущий в экономических вопросах Васильев объясняет будущий механизм своего успеха так: "Обычно спектакли в городе показывают один, два, максимум пять раз. Продюсерским фирмам нужно "отбить" достаточно большие суммы, связанные с выездом. Они больше, чем затраты в стационарном варианте - командировочные, билеты, увеличенная зарплата актерам и так далее. Все столичные антрепризы задирают цены и дают один-два спектакля подряд даже в таких больших городах, как Санкт-Петербург Получается клинч, но мы все-таки решили рискнуть. Понятно, что проект вряд ли принесет какую-либо прибыль, но наша основная цель – показать "Норд-Ост" как можно большему числу людей, поэтому цены у нас ниже московских, чтобы могли прийти все, кто хочет его увидеть. Именно поэтому мы рассчитываем давать по десять-пятнадцать спектаклей в таких городах, как Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород, Екатеринбург. А в Петербурге собираемся показать все пятьдесят раз".
Через три этих года обновленный и "обкатанный" по России "Норд-Ост" планирует вернуться в Москву. Но уже в другой зал. Пока имеются лишь предварительные договоренности, где именно это будет. Теперь даже Васильев, ранее уверенный, что "с собственными страхами надо бороться", и восстановивший мюзикл на Дубровке, говорит, что "там все же слишком много ассоциаций".
Рекламная кампания третьего этапа жизни "Норд-Оста", естественно, будет отличаться от прежней. Если в Москве благодаря активной рекламе это название большинство услышало еще до теракта, то в провинции впервые слово "Норд-Ост" прозвучало именно в связи с терактом. "Нам предстоит очень непростое дело - убедить людей, что в первую очередь, "Норд-Ост" - это театр, - говорят авторы мюзикла. - Сейчас мы уже достаточно серьезно продвинулись в разработке рекламной кампании в городах, но она до сих пор продолжает корректироваться, потому что мы ждем данные последних социологических опросов. Без поддержки местных властей самостоятельно мы ее можем и не решить. Надеюсь, нам помогут и центральные каналы телевидения".
Местные власти сотрудничать с известными бардами готовы и по их просьбе выделят дополнительную помощь в обеспечении безопасности на спектаклях. Создатели говорят о целом ряде собственных ноу-хау, применявшихся во время возобновленного показа "Норд-Оста" на Дубровке. В частности, методы борьбы с телефонными хулиганами. Поэтому единственные трудности, по мнению продюсеров, возникнут с технической подготовкой. Спектакль будет намного сложнее, чем раньше, знаменитый самолет с размахом крыльев 14 метров будет напичкан дополнительными эффектами и электроникой. А весь реквизит и костюмы едва умещаются в восемь сорокофутовых контейнеров. Один лишь монтаж декораций, по прогнозам, займет около трех дней.
Плюс извечная проблема с российскими дорогами. Но Васильев и Иващенко, бывший дуэт "Иваси", улыбчивы и говорят, что нет отбоя от желающих участвовать в трехгодичном "чесе" по стране. "Звонили даже из Польши и США, - говорит Васильев. - Причем не эмигранты, а коренные жители. Мы за кастинг для всех на общих основаниях". Правда, о семьях, если таковые имеются, актерам на эти три года придется забыть. Из Красноярска домой в Арканзас, к примеру, особо не налетаешься. Но люди знают, на что идут, считают авторы. "Может, через три года вернутся в родной город уже с семьей", - улыбается Васильев. Он вообще настроен очень оптимистично и планирует выпустить диск со всеми песнями "Норд-Оста" (ранее были выпущены лишь хитовые номера мюзикла), и возможные съемки фильма, и даже гастроли спектакля за границей. "Тогда экономика проекта становится намного реальнее", - поясняет продюсер. Постоянно опираясь в своих прогнозах на статистику опросов населения, Васильев и Иващенко опять оправдывают свои ожидания предварительными цифрами. Собственный опыт их ни в чем не убеждает, наоборот, они хотят доказать, что причина неуспеха не в естественной психологической реакции людей на синоним трагедии, а в нехватке средств и неудачном расположении звезд на небе. Они честно признают, что "внутренне никто из нас не может уже позволить себе никаких скидок". Все, что они делают, "должно быть на пять с плюсом, потому что мы не имеем права делать иначе". "Это очень тяжело. Почти равносильно полету на Марс", - говорит Иващенко, сетуя, что нужно еще столько всего успеть до премьеры. Они не сомневаются, что все успеют и сделают. Мюзикл на самом деле добротный и хорошо сработанный. Действительно, его актерам и создателям может быть обидно, что в череде остальных московских постановок они после всех трагических событий не смогли вернуться на прежний заслуженный уровень успеха. Но зрительскую реакцию, как уже неоднократно убеждались продюсеры, не предсказать никакими прогнозами. И если особых прибылей по словам авторов, гастроли не принесут и пострадавшим во время трагических событий материально все равно не помочь, зачем пытаться затмить боль "Норд-Оста" количеством собранных "назло" залов?
|
|