|
Подшивка
«Норд-Ост» повторится – Георгий Васильев
17.05.2004
RBC-daily
Интервью с автором и продюсером мюзикла «Норд-Ост»
Накануне отпускного сезона столичная индустрия развлечений представила несколько громких проектов, среди которых есть и мюзиклы – «Энни» и «Ромео и Джульетта». Этот жанр имеет особую историю в России. После событий в театральном центре на Дубровке казалось, что его популярность пойдет на убыль. Однако время показало, что это не так. В сентябре поклонников этого жанра ждет еще один сюрприз: возобновится и сам мюзикл «Норд-Ост», правда, в уже обновленном варианте. Спустя почти год после того, как было официально объявлено о прекращении проекта в Москве (после теракта спектакль был восстановлен, однако прежнего успеха уже не имел), его авторы – Алексей Иващенко и Георгий Васильев – вновь решили вернуть его на сцену. Передвижная версия «Норд – Оста» стартует в Петербурге и побывает в 17 городах России. Авторы обещают показать полноценный спектакль, правда, довольно сильно отличающийся от того, что шел в столице. О причинах, которые подвигли их на этот шаг, и о том, как развивается в России рынок зрелищных мероприятий, корреспондент RBC daily Анна Попова узнала у автора и продюсера мюзикла, президента компании Goodwin Telcom Георгия Васильева.
- Георгий Леонардович, почему Вы решили возобновить «Норд-Ост»?
- «Норд-Ост» – это большая часть жизни, расстаться с которой я не могу. Но сама по себе передвижная версия задумывалась очень давно, до печальных событий на Дубровке. К сожалению, тогда эти планы пришлось отложить на некоторое время, но сейчас мы решили реализовать тот давний план и уже близки к завершению этой работы. Премьера новой версии спектакля состоится 24 сентября в Петербурге, а всего мы проедем 17 городов.
- Но прошлогодние гастроли, кажется, прошли не совсем удачно?
- Во-первых, это были гастроли не самого мюзикла, а поездка части труппы со сборным концертом, в который наряду с фрагментами из «Норд-Оста» вошли номера из других известных мюзиклов. Во-вторых, в целом эта поездка дала нам важный опыт гастролей и прошла вполне успешно, несмотря на то, что пару концертов пришлось отменить из-за некорректного поведения принимающей стороны. Местные продюсеры пытались спекулировать на слове «Норд-Ост» – пытались ввести в заблуждение публику, обещая ей, что будет представлен не концерт, а сам мюзикл. На это мы, естественно, пойти не могли. Нынешний гастрольный тур принципиально отличается тем, что мы везем не концерт, а собственно мюзикл «Норд-Ост» со всеми декорациями, полной труппой и оркестром. Спектакль будет показываться по 10–15 раз подряд в среднем городе-миллионнике, а в крупнейших городах – от 20 до 70 раз.
- Какова экономика проекта?
- Она очень экстравагантна. Дело в том, что теоретически этот спектакль в передвижном варианте существовать не может. Хотя справедливости ради надо сказать, что и тот «Норд-Ост», который мы показывали в Москве, поначалу не внушал специалистам доверия. Тогда считалось нереальным играть спектакль ежедневно в течение многих месяцев. Мы развеяли эти сомнения, отыграв «Норд-Ост» в ежедневном режиме больше года. Если бы не нападение террористов, мюзикл благополучно бы существовал и второй сезон, а может быть, и третий. Опросы показывали, что потенциальной аудиторией спектакля были около 30% москвичей. Кроме того, по статистике, около 10% зрителей были приезжими, и этот показатель постоянно рос. Из всех мюзиклов ежедневного показа по-настоящему успешным оказался только «Норд-Ост». Другой весьма успешный московский мюзикл – «Notre Dame de Paris» – использовал другую бизнес-модель – блочный показ. Эта модель также оказалась жизнеспособной. Если же говорить о гастрольном туре, то затраты на его создание и поддержание существенно превышают аналогичные траты по стационарной версии. Я уже не говорю о том, что актерам, которых надо стронуть с места, надо платить за каждый выход больше, чем в Москве. Поэтому теоретически цены на билеты в тех городах, куда мы поедем, должны быть выше, чем в столице. Но сегодняшнее состояние рынка развлекательных мероприятий не позволяет этого сделать. Например, цены на рынке зрелищных мероприятий в Петербурге раза в полтора ниже, чем в столице. Что делать в такой ситуации? С одной стороны, мы получили 2 млн долларов от региональной организации «Открытая России» на воссоздание «Норд-Оста». Эта благотворительная помощь позволила покрыть большую часть затрат на создание гастрольной версии. Мы также рассчитываем на помощь местных властей и спонсоров. Если всю эту программу удастся реализовать, то, как показывают расчеты, спектакль может вполне существовать в передвижном режиме и соответствовать по ценам местному рынку. Это позволит наполнять залы от 10 до 70 раз подряд, то есть реализовать уже описанную бизнес-модель. Безусловно, это рискованный эксперимент, особенно в связи с тем, что имя «Норд-Оста» вызывает не только положительные ассоциации.
- А Вы проводили мониторинг в городах, где собираетесь гастролировать? Насколько зрители готовы к возвращению мюзикла?
- Мы как раз занимаемся этим сейчас, но я хотел бы сказать, что результаты мониторинга никак не могут повлиять на решение приехать в тот или иной город. Они могут сказаться на аргументах рекламной кампании, количестве спектаклей, уровне цен, но не более. Для нас «Норд-Ост» давно перестал быть чисто коммерческим проектом. В нем появилась важная социальная составляющая. Это не пустые слова: мы действительно очень привязаны к «Норд-Осту» и считаем своим человеческим долгом восстановление спектакля. И я говорю это не только от имени авторов спектакля, но от имени всего коллектива «Норд-Оста». Мы хотим помочь людям избавиться от страхов, сказать им: ходите в театры, спускайтесь в метро – надо жить.
- Актерский состав спектакля сильно изменился?
- Необходимый состав уже набран. Подписали контракты Екатерина Гусева и Андрей Богданов, также подтвердили свое участие и другие актеры из прежнего состава. В труппе появились и немосквичи – актеры из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Думаю, это будет способствовать успеху спектакля в регионах.
- Уже после событий на Дубровке многие говорили, что мюзикл и так не прижился бы, слишком чуждый для нашей культуры…
- «Норд-Ост» – это не совсем то, что принято называть мюзиклом. В американском понимании «мюзикл» – это нечто похожее на «Чикаго» или «42-ю улицу». В американском смысле мюзикл может и не прижиться, но, если в стране появятся постановки, подобные нашей, они останутся в нашей культуре. Думаете, можно с помощью одной рекламы 400 с лишним раз наполнить зал? Если людям спектакль не понравится, проект быстро закончится. В принципе ни одна самая дорогостоящая рекламная кампания не способна поддерживать мюзикловый проект больше трех месяцев. Поэтому «Норд-Ост» – счастливый случай: по результатам социологических исследований, 80% зрителей рекомендовали спектакль к просмотру своим друзьям и знакомым. На этом построен механизм ежедневного показа во всем мире: если публике понравился спектакль, он может идти годами, если нет – он выдыхается.
- События на Дубровке отразились на Вашем бизнесе?
- Они его просто разрушили. Как я говорил, бизнес-план был рассчитан на три сезона, а нам удалось отыграть только один.
- Вы намерены и впредь заниматься постановкой мюзиклов?
- Мы уже создаем новый спектакль – новую версию «Норд-Оста»: строим декорации, улучшаем аранжировки, либретто, постановку – словом, перелопачиваем весь материал. А когда этот этап закончится, подумаем о чем-то другом.
- Почему вы отказались от создания видеоверсии «Норд-Оста»?
- Нам предлагались несколько вариантов экранизации. Самый простой – просто снять спектакль на пленку. Этот вариант, то есть вариант фильма-спектакля, мы отвергли сразу. Во-первых, мне неизвестны случаи удачных телеверсий спектаклей – они всегда невыносимо скучны и бледны по сравнению со сценической версией. И в этом нет ничего удивительного: театр рассчитан на живое присутствие. Во-вторых, что же, мы враги собственному бизнесу? Если мы распространим бледные копии оригинала, люди просто не придут в зрительный зал. Нет, мы ни в коем случае и никогда не выпустим такую видеоверсию «Норд-Оста», не покажем его в таком виде по телевизору. Возможно лишь создание полноценного художественного фильма. Но тогда это будет уже совсем другое, не театральное произведение.
|
|