|
Подшивка
Патриотическая трагедия?
04.08.2004
Вечерний Петербург (Санкт-Петербург)
Ольга ШЕРВУД
Мюзикл "Норд-Ост" будет показан в Петербурге. А затем - и по всей стране Сердце сжалось, потом отпустило - можно рассуждать.
ПЕРВОЕ.
Теракт на Дубровке 23 октября 2002 года сделал этот спектакль особым в мировой практике - "внесценически" трагедийным. Погибли люди. Кроме того, беспомощность государства в предотвращении подобных событий еще раз подтвердила - рассчитывать нам, гражданам России, в подобной ситуации можно только на себя, свое мужество и здоровье. При мыслях об этом, при этом настроении судьба самого "Норд-Оста" кажется предрешенной - он должен был умереть вместе с погибшими. Но авторы спектакля не смогли смириться со смертью своего "ребенка" - именно так назвал "Норд-Ост" Георгий Васильев вчера в ИТАР - ТАСС, где состоялась пресс-конференция, представившая проект в нашем городе. И Васильева нетрудно понять. Умная женщина, у которой умер младенец, (физиологически) быстро пытается родить снова. На месте двух башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке будет мемориал. Что делать Иващенко и Васильеву - пытаться забыть все как страшный сон? Переключиться на совершенно другой проект? Вообще бросить это дело и вернуться к обычным их концертам? Что? Поскольку никто из нас не был в их положении (и надеюсь, не будет) - постольку никто из нас не может их судить. Их решение - это их решение.
ВТОРОЕ. Они захотели спектакль возродить. 8 февраля 2003 года случилась повторная премьера. Как рассказал Георгий Васильев, зал устроил овацию - а большую часть публики составляли журналисты. Но назавтра ни один из их текстов не говорил о собственно спектакле - каждый так или иначе был посвящен его трагедии, фактически - воскрешал ее, а не "Норд-Ост". И настроение московской публики увидеть обновленную постановку (подтвержденное социологическими опросами) было уничтожено. (Поэтому сейчас, признался Васильев, он больше всего боится реакции петербургской прессы на этот проект.) После 88 представлений все кончилось. Но они и тут не сдались. "Твой ребенок пострадал и стал инвалидом - ты сдашь его в интернат?" - задает риторический вопрос Васильев. Проблема (вернее, еще одна проблема) в том, что и Москва - безусловно, травмирована. Поэтому они решили показать "Норд-Ост" - стране. И это будет, вне всякого сомнения, для страны - серьезный тест, даже экзамен. Ну и самому спектаклю, разумеется.
ТРЕТЬЕ. "Мы называем эту версию "Норд-Оста" петербургской", - сказал Васильев. Дело не в том, что турне по России начнется у нас, - дело в том, что спектакль, по его словам, серьезно переработан. Созданы новые декорации, написаны новые аранжировки, обновлена вся хореография. Но главное - другое.
- Роман "Два капитана", - спросила я у Васильева,- оптимистичен и трагедиен...
- Трагедиен, но оптимистичен, - перебил он.
- ...Ваши новые аранжировки, после всего случившегося, в какую сторону "подвинули" спектакль?
- Безусловно, это противостояние, эта борьба в нем обострились...
И однозначного финала, как я поняла, здесь быть не может. Книга и стала любимой в детстве потому, что при всех издержках соцреализма на самом деле говорила о непоказном мужестве и непоказной любви. Еще я спросила, как отвечает новая версия спектакля изменившейся атмосфере в стране? Ведь с 2001 года, когда Москва была полна не только денег, но и предчувствия очень светлого будущего, когда казалось, что мюзикл как жанр стал синонимом и лакмусовой бумажкой "стабильности", что он вот-вот будет сделан едва ли не национальной русской забавой и заменит собой все - от хоровода до "Что? Где? Когда?", от домино до кино, включая кулачный бой, - с тех пор много воды утекло, многие старые песни о главном стали опять актуальными, многие гайки закрутились в нужном направлении - и как можно туже, многие суды приобрели имена (или клички?)... Ответил Васильев в том смысле, что когда они "Норд-Ост" задумывали - в 1997 - 1998 годах, то не могли предвидеть ничего, но многое угадали. Может, угадали и теперь?..
ЧЕТВЕРТОЕ, и это - основное. Несколько раз Георгий Васильев подчеркнул, что для авторов и всей труппы важен интерес к их детищу как к театру, а не как к политико-социальному событию. Понятно, что откреститься от реальной трагедии невозможно. И понятно, что главным аргументом в этом "споре" может стать только сам спектакль, его художественная убедительность. Все знают, а строгая петербургская публика тем более, что спекуляция и/или фальшь на сцене немедленно вылезают, как их ни маскируй. Поэтому "наш опыт" (слова Васильева) неизбежно проявится в "Норд-Осте" (а те, кто видел обе версии, станут особыми арбитрами) - опыт всех российских, бывших советских, людей, которые всю жизнь вынуждены жить по законам оптимистической трагедии.
ПЯТОЕ. Еще 350 раз планируется посадить самолет (об этом трюке наслышаны все) на сценах 17 российских городов. Безусловно, в благополучии этого тура заинтересованы все - авторы, артисты, зрители. Но и - правоохранительные структуры, и само государство. Патриотический спектакль (а он подается и воспринимается именно так) по идее должен иметь триумфальный успех и доказать, что никакие террористы, никакие бандиты не возьмут власть в нашей стране. Но для этого хотя бы пламенный мотор пропагандистской машины должен стучать правильно.
***
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ стоят отдельных денег. Внутри здания Мюзик-холла она будет обеспечена силами самого проекта "Норд-Ост" ("Мы научились бороться даже с телефонными террористами") и работников нашего театра - снаружи все-таки забота города. Пока власти Петербурга не ответили ни на одно обращение продюсеров проекта. Совершенно очевидно, что он "в верхах" считается сугубо коммерческим и "запятнанным", а потому поддержки не имеет. Между тем, если город возьмет на себя охрану, а также содействие в рекламе проекта, себестоимость спектаклей будет ниже, что позволит уменьшить цены на билеты. Видимо, на самом деле продюсеры на это не рассчитывают, так как билеты уже в продаже.
Ольга ШЕРВУД
|
|