Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

«НОРД-ОСТ» ВЕРНУЛСЯ НА ДУБРОВКУ

27.09.2004

Новая газета


ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ

Ким СМИРНОВ

В Санкт-Петербурге премьеру отменили
24 сентября в третий раз стартовал мюзикл «Норд-Ост». Но не в петербургском театре «Мюзик-холл», как было широковещательно объявлено еще в нынешнем марте, а в Москве, во все том же навсегда связанном теперь с памятью об октябрьской трагедии 2002 года Театральном центре на Дубровке. Почему?
Стремление возродить спектакль после теракта на Дубровке сразу же столкнулось со сложнейшей нравственной коллизией: а стоит ли вообще возрождать его на той же сцене, на месте гибели стольких людей?
Помню, исполнительница роли Кати Татариновой Екатерина Гусева говорила мне в те дни: «Не нам решать, играть на той же самой сцене или нет. Это решать вдовам музыкантов, родителям детей, которые там погибли. А вот возродить «Норд-Ост» нам надо непременно. Потому что растоптано то, что дорого нашим людям. И когда это растоптано, опоганено, просто дело чести все восстановить. Наперекор всем тем, кто сначала кричал «поможем, поможем», а сейчас попрятался в кусты».
Спор продолжался, даже когда возрожденный после теракта «Норд-Ост» уже шел на прежней сцене (и прошел еще 88 раз, а всего - 411).
Но суд тех людей, у кого в тот страшный день погибли близкие и кто, наверное, действительно первым имел моральное право судить - быть или не быть «Норд-Осту»,тоже неоднозначен.
ИЗ ДОСЬЕ
* «Моего сына убили на вашем спектакле: Во что превращается с вашей коммерцией и вашей беспомощностью эта страна, где позволено танцевать на братской могиле!.. Какое поколение можно воспитать, когда вместо памяти и скорби – призыв продолжать шоу и не обращать внимания на слезы матерей?!» (Ирина Гордеева, зрительница-заложница. «Новая газета», 7-9 апреля 2003 г.)
* «В составе нашего оркестра после трагедии на Дубровке осталось три вдовы. Все мы продолжали играть в мюзикле. <…> Вы скажете: кощунственно петь и плясать в зале, впитавшем в себя боль и отчаяние сотен людей?.. Мои коллеги, вдовы, более чем кто-либо вправе судить об этом. Танцы танцам рознь. Когда дети и взрослые по окончании каждого спектакля стоя по несколько минут аплодируют артистам - это как памятник моему мужу и всем погибшим. Вот почему я играла и собралась играть дальше». (Екатерина Соседова, скрипачка Московского симфонического оркестра, бывшая скрипачка сменного состава оркестра «Норд-Оста», мать троих детей, вместе с мужем-музыкантом была заложницей, муж погиб. «Известия», 24 мая 2003 г.)
Потом было найдено продолжение, которое, казалось бы, сняло эти вопросы.
«Норд-Ост» готовился отправиться в дальнее трехлетнее плавание - по 17 городам России. По сути, была рождена новая его версия, по мнению авторов, более интересная, чем первая, московская. И премьера ее должна была состояться 24 сентября в Петербурге (что вполне логично: ключевые сцены спектакля - ленинградская блокада). Не состоялась.
Питер, сначала проявив радушие и даже заверив, что все готово к премьерному спектаклю, затем - и уже в такие сроки, что не могло быть и речи о переносе «Норд-Оста» на другую сцену, - отказал ему в гостеприимстве. Вернее, не весь
Питер, а его нынешняя администрация и новый директор «Мюзик-холла» Анжела Хачатурьян. Что же касается самих петербуржцев, то проведенный компанией «Той Опинион» летом 2004 года телефонный опрос показал, что мюзикл хотели бы посетить около полутора миллионов человек. Предварительные расчеты социологов говорят, что 360 тысяч из них реально были готовы купить билеты. Но поскольку в течение месяца петербургского старта «Норд-Ост» мог бы принять всего 60 тысяч зрителей,аншлаг ему был, конечно, обеспечен.
Формальным поводом того, что «Норд-Осту» дали «от ворот поворот» в городе на Неве, названо аварийное состояние здания «Мюзик-холла», о чем буквально за две недели до этого, как видно, ничего не знали нордостовцы, которые заранее
тщательно проверили возможности использовать на этой сцене свои сложные конструкции.
ИЗ ДОСЬЕ
«Сообщения о том, что премьера «Норд-Оста» состоится в Северной столице, появились в начале этого года. Тогда было подписано первое соглашение с «Мюзик-холлом», которое предусматривало показ на его сцене ста спектаклей. Но весной в театр пришло новое руководство, которое сразу критично отнеслось к данному соглашению. У нового директора «Мюзик-холла» Анжелы Хачатурьян возникли сомнения, выполним ли вообще этот контракт. Начались длительные разбирательства, и в конце концов администрация города встала на сторону театра (который как-никак государственный), подтвердив, что он в аварийном состоянии и показывать спектакль такого масштаба пока не представляется возможным. Такой вывод сделал вице-губернатор Сергей Тарасов. Для создателей «Норд-Оста» это было как ледяной душ». (Даниил Борисов. «Норд-вест без «Норд-Оста». «Новая газета в Санкт-Петербурге», 16 сентября 2004 г.)
Авторы мюзикла Георгий Васильев и Алексей Иващенко обратились с открытым письмом к петербургскому губернатору Валентине Матвиенко. Там были такие строки: «Уважаемая Валентина Ивановна! Мы выстрадали эту премьеру. Вам прекрасно известно, чего стоило нашему коллективу возродить «Норд-Ост» после всего, что с нами произошло: В Москве террористам не удалось убить наш спектакль. Неужели вы позволите это вашим чиновникам в Санкт-Петербурге?»
В свое время в рангевице-премьера страны Валентина Матвиенко поддержала возрождение «Норд-Оста». На этот раз вопрос, обращенный к ней уже в качестве градоначальника в открытом письме (ни одна питерская газета, как сообщает пресс-центр «Норд-Оста», не решилась его напечатать полностью), остался риторическим, повис в воздухе.
Еще до окончательного официального отказа петербургских властей, последовавшего буквально перед премьерой, начало вовсю раскручиваться то безобразное, отнюдь не театральное представление, которое у нас в России нынче ласково называется "спором хозяйствующих субъектов". Правда - интеллигентный Питер все-таки, а не какая-нибудь там Тмутаракань - обошлось без анархических самозахватов и омоновских штурмов. Весьма "культурно" сняли с фасада "Мюзик-холла" главную афишу "Норд-Оста", попытались прикрыть его кассу, перекрыли его сотрудникам доступ на территорию театра, отключили их от телефона и электронных средств связи.
И по сей день множится "перечень взаимных болей, бед и обид". В связи с отказом "Мюзик-холла" от договорных обязательств руководители "Норд-Оста" обратились в суд. Возмещение питерским театром ущерба они оценивают в 10 млн рублей. При этом не исключают все же спектакли и в Петербурге, скажем, в следующем году: "Мы надеемся, что к этому времени "ремонт" театра уже будет завершен и ссылки на аварийное состояние сцены станут совершенно несостоятельными".
Пока же не петербуржцы, а жители Нижнего Новгорода оценят целый фейерверк новинок, приготовленных к премьере.
Она состоится в Нижнем Новгороде 19 ноября. Но создатели мюзикла сочли принципиальным не отменять и объявленную ранее дату - 24 сентября.
В этот день начался показ нескольких предпремьерных (закрытых) спектаклей в Москве, все в том же многострадальном центре на Дубровке. Они проходят без рекламной поддержки (вся реклама "осталась" в Питере). Билеты продаются в кассе
центра и в офисе "Норд-Оста" на Марксистской улице. Вот так и получилось, что жестокие рыночно-бюрократические реалии нашего с вами века вернули "Норд-Ост" - не по его воле - на ту же сцену, где он пережил и свой триумф, и всенародную
трагедию.
Зрительный зал, в основном молодежный (хотя в нем было и немало отцов, мам, бабушек с детьми), встретил артистов, оркестр, постановщиков огромным транспарантом: "Добро пожаловать домой!"

27.09.2004