|
Подшивка
«Норд-Ост» пошел ва-банк
27.09.2004
www.gazeta.ru
Вадим Нестеров
В пятницу 24 сентября в Москве состоялась премьера «передвижной» версии мюзикла «Норд-Ост». Неожиданная, неофициальная и «закрытая».
Событие это произошло по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Как известно, любые начинания, связанные с «Норд-Остом», впору заносить в российскую книгу рекордов. Это был первый мюзикл на российском материале, самый рекламируемый спектакль, первый наш «стационарный», то есть показывающийся в ежедневном режиме, проект, наконец, самый «многоразовый» – в течение 15 месяцев он был показан 411 раз, и этот рекорд до сих пор не побит.
Новая затея руководителей «Норд-Оста» – самый глобальный гастрольный тур. Музыкальное воплощение романа В. Каверина «Два капитана» собрались провести по 17 крупнейшим городам России, причем продлятся эти гастроли аж три года. В каждом городе планируется сыграть от 10 до 70 спектаклей, не менее 350 представлений в общей сложности – подобный эксперимент проводится в России впервые.
В долгом перечне «самый» невозможно не упомянуть, что «Норд-Ост» еще и самый неудачливый наш театральный проект. Со времени захвата Театрального центра на Дубровке 23–26 октября 2002 года неудачи преследуют детище Георгия Васильева, как библейского Иова. После теракта концертный зал был восстановлен за три месяца, и премьера возрожденного мюзикла "Норд-Ост" в Москве состоялась 8 февраля 2003 года. Однако после восстановления показали лишь 88 спектаклей. Всего лишь через три месяца после восстановления проект пришлось закрыть, и 10 мая состоялось последнее представление. Зритель на Дубровку не пошел, что вполне понятно – даже сам генеральный продюсер проекта Георгий Васильев вскоре после захвата заявил в интервью РИА «Новости»: «Мы должны распустить труппу, оркестр. Даже если правительство Москвы реконструирует его, это место все равно останется проклятым». Так и случилось.
Однако беды на этом не закончились. Фактически провалились гастроли концертной версии мюзикла, которую попытались прокатать в Прибалтике, Белоруссии, Украине и Польше. На концерты в Вильнюсе и Киеве продали лишь половину билетов, а выступления в Минске и Одессе были отменены.
Осталась последняя возможность возродить проект: «передвижная» версия мюзикла. Обычные декорации «Норд-Оста» не позволяли показывать спектакль где-либо, кроме как в стационарном зале. Практически одновременно с восстановлением мюзикла начали работать над «мобильной» версией. И опять все было нормально, гастрольный «мега-тур» должен был стартовать в конце сентября в Санкт-Петербурге, на сцене тамошнего театра «Мюзик-Холла». Однако затем опять началась мистика – за месяц до премьеры директор «Мюзик-Холла» Анжела Хачатурьян заявляет, что техническое состояние театра не позволяет принять этот спектакль.
Разразился жуткий скандал, и усилиями руководства театра при поддержке питерской администрации «Норд-Ост» был выдавлен из Питера.
Именно поэтому 24 сентября первыми новый «Норд-Ост» увидели не питерцы, а москвичи. Официальная премьера перенесена в Нижний Новгород, где 19 ноября должны начаться гастроли васильевского проекта, а пока, чтобы заполнить паузу, решено было показать новую версию спектакля все в том же злосчастном Театральном центре на Дубровке, который пустует. Пока планируется семь допремьерных показов – кассы Дубровки продают билеты на этот и следующий уикенд.
Что будет в Нижнем, можно только гадать. Но пока обстоятельства благоприятными не назовешь. Достаточно сказать, что непосредственно перед «Норд-Остом» Нижний Новгород принимает настоящий десант московских мюзиклов – 7 октября туда привозят «Иствикских ведьм», а 17-го – «Чикаго». Прецеденты тоже не внушают оптимизма – мюзикл «12 стульев» в Нижнем провалился, планируемый апрельский показ отменили из-за нераспроданных билетов.
Плюс только один – ничего подобного гастрольной версии «Норд-Оста» в провинции еще не показывали.
Что же собой представляет новый спектакль? Основным достоинством этого мюзикла всегда считались роскошные декорации – про садящийся на сцену самолет в натуральную величину в Москве не слышал только глухой. Многие пафосные метаморфозы многотонных декораций действительно исчезли – в финале из всплывающих из пола льдин уже не собирается шхуна «Святая Мария», а «беспризорники-миллионеры» больше не пляшут вокруг настоящего трамвая – его заменили скромные карусельные лошадки. Исчезли и сами беспризорники – детской труппы больше нет, сами понимаете, возить несколько десятков детей по городам и весям проблематично. Сейчас на сцену во время спектакля выходят 35 исполнителей: 26 взрослых и 9 детей. Не досчитался обновленный «Норд-Ост» и многих «звездных» актеров. Фанатам «Норд-Оста» придется привыкать к новому Ромашову, Николаю Антоновичу и даже к новой Кате Татариновой – знаменитая исполнительница этой роли Екатерина Гусева подписала контракт лишь на несколько спектаклей.
Но вот что странно. Да, спектакль потерял в дороговизне и «звездности». Да, это по сути новый «Норд-Ост». Но, как ни странно, лучший.
Возможно, потому, что в прежней версии был перебор «крутизны», эффектов ради эффектов. Сейчас осталось ровно столько, сколько нужно – спектакль по-прежнему выглядит очень дорогим, но уже именно дорогим, а не «навороченным». Это по-прежнему самый технически сложный спектакль в стране, но в дополнение к этому он сильно выиграл в динамике. Оставшиеся изобразительные средства приходится использовать по полной, в итоге вместо 50 перемен декораций мы видим около сотни. Работу со светом просто сложно перехвалить: своей световой феерией Глеб Фильштинский преобразил спектакль. И, самое главное, превалировавшая прежде техника, уйдя в тень, выпустила на первый план людей.
И осталось просто хорошо сделанное творение талантливых Алексея Иващенко и Георгия Васильева, отыгранное актерами с каким-то нереальным драйвом, вызвавшим на премьере долгую овацию.
Причин этого драйва доискиваться не надо – всем понятно, что «это есть наш последний и решительный…», еще возможностей для реанимации проекта просто не осталось. Можно долго спорить – абсурдны или нет попытки Васильева возродить «Норд-Ост», но его упорство не может не вызвать уважения. Удастся ли ему снять психологический блок в голове зрителя и заставить его увидеть вместо символа трагедии просто очень талантливый и светлый спектакль о любви? Узнаем только в ноябре, все решит Нижний Новгород.
|
|