|
Подшивка
"Норд-Ост" дунул в Москву
27.09.2004
КоммерсантЪ
"Норд-Ост" дунул в Москву
// с гастрольной версией
премьера мюзикл
В Москве, на сцене театрального центра на Дубровке, состоялись первые показы новой гастрольной версии мюзикла "Норд-ост". Премьера возрожденного спектакля должна была состояться 24 сентября в петербургском "Мюзик-холле", но была сорвана дирекцией театра (см. Ъ от 15 сентября.) Создатели "Норд-оста" решили не отменять давно назначенную дату первого показа, а перенести его в Москву. МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА считает, что петербуржцы много потеряли.
"У нас сегодня праздник,– сказал перед спектаклем вышедший к зрителям Георгий Васильев.– Нам попытались его испортить, но те, кто препятствовал премьере в северной столице, не смогут помешать 'Норд-осту' встретиться со своим зрителем". Авторы спектакля решили, что официальный старт гастрольного тура состоится в Нижнем Новгороде, куда "Норд-ост" по запланированному графику должен был отправиться из Петербурга. В Москве же пройдут предпремьерные показы спектакля, рассчитанные прежде всего на его преданных поклонников, которых оказалось не так уж мало. На первом спектакле зал был полон.
Мне довелось посмотреть уже три версии мюзикла, и могу констатировать, что последняя во многом выгодно отличается от предыдущих. Несмотря на то что этот вариант создан для гастролей по российской провинции, не избалованной масштабными театральными постановками, его никак нельзя назвать зрелищем экономкласса. Напротив, новые декорации Зиновия Марголина, оформленные в стилистике старых географических карт, делают пространство более динамичным и не позволяют сцене пустовать ни минуты. А эффектная световая партитура, которой "Норд-ост" обязан петербургскому художнику по свету Глебу Фильштинскому, новые музыкальные аранжировки и обогатившие звучание живого ансамбля семплерные инструменты, сделали спектакль более эстрадным. Кому-то это может не понравиться, но нужно признать, что в своем нынешнем виде "Норд-ост" более соответствует традиционному представлению о жанре мюзикла, нежели прежний, более строгий и аскетичный в музыкальном и художественном плане, вариант. В обновленную труппу помимо "старичков" вошли актеры из Петербурга и Екатеринбурга. Многим из них пока не хватает мастерства и уверенности в своей игре, но роли главных злодеев, Николая Антоновича Татаринова и подлеца Ромашова, прежние исполнители которых были номинированы на "Золотую маску", получили достойную актерскую замену в лице Сергея Кудрявцева и Ивана Ожогина.
Телевизионщики, отлавливая зрителей в фойе, по-прежнему настойчиво интересовались, не страшно ли им будет смотреть спектакль в этом зале, но получали в ответ: не страшнее, чем ходить по улице и ездить на метро. "Норд-остом" сегодня принято чуть ли не пугать детей, а его, напротив, следовало бы рекомендовать как средство от депрессии. И дело не в технической сложности, компьютерной оснащенности и передовых постановочных технологиях, которыми авторы спектакля по праву гордятся. Гораздо важнее, что "Норд-ост" сегодня, может быть, единственный спектакль, который дарит зрителям несколько часов юности, если понимать под этим словом определенное состояние души и свойственную молодости ясную картину мира. Властям следовало бы занести его в какую-нибудь свою "красную книгу", потому что старая каверинская история сегодня объединяет людей успешнее, чем пафосные речи политиков.
В тот же день напротив питерского "Мюзик-холла" (кстати, до сих пор не закрытого) прошла акция протеста петербургских зрителей, лишенных премьеры. Поклонники исполнили песни Ивасей (так раньше именовали дуэт авторов "Норд-оста" Алексея Иващенко и Георгия Васильева) и выпустили в небо связку воздушных шаров с прикрепленной афишей мюзикла. Авторы спектакля не оставляют надежды, что после гастрольного турне мюзикл еще вернется в город на Неве. Трех лет для ремонта "Мюзик-холла" должно хватить.
--------------------------------------------------------------------------------
"Когда 'Норд-Ост' закончит гастроли по России, можно будет подумать и о мировом турне"
В Москве показали гастрольный вариант "Норд-Оста", в октябре на сцене Театра эстрады стартует русская версия популярного лондонского рок-шоу "We will rock you" на основе песен группы Queen, и уже началась подготовка к переносу на московскую сцену легендарного мюзикла Ллойда Уэббера "Cats". О проблемах и перспективах мюзикла в России корреспондент Ъ МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА побеседовала в Лондоне с КРИСОМ ГРЕЙДИ, представителем крупнейшей в сфере мюзиклов продюсерской компании Камерона Макинтоша.
– Вы считаетесь специалистом по русским мюзиклам.
– Да, я видел почти все из того, что выходило у вас в Москве. Сначала я посмотрел русскую версию "Иствикских ведьм", которую продюсировала наша компания. Польский режиссер Януш Юзефович сделал собственную очень зрелищную постановку с эффектными декорациями и танцами в воде. Замечательный, фантастический спектакль, сильные голоса. Он сделали все, чтобы привлечь к этому мюзиклу новую, молодежную аудиторию. Но проблема в том, что цены на билеты были слишком высокими, особенно для молодежи, студентов. Поэтому проект закрылся. Это обычная проблема для стран, где рынок мюзиклов только начинает развиваться.
Потом я увидел "Норд-Ост", на постановку которого Георгия и Алексея вдохновил наш лондонский мюзикл "Отверженные". "Норд-Ост" – это очень необычный, очень русский мюзикл, в который вложено очень много души. Это чувствуется. В его основе лежит замечательная история, которая тронула даже меня, не понимающего ни слова по-русски. "Норд-Ост" – первый большой русский мюзикл и просто прекрасный спектакль, и, несмотря на политику, он должен жить долго.
– Русский мюзикл может иметь успех на Западе?
– А почему бы нет? Мне этот спектакль понравился больше многих других шоу, которые я видел в разных городах мира. Так что через три года, когда "Норд-Ост" закончит гастроли по городам России, можно будет подумать и о мировом турне.
– Вы считаете, что жанр мюзикла имеет будущее в России?
– Конечно, вам нужно еще многое сделать для развития рынка. У вас большой творческий потенциал, много талантливых режиссеров и артистов, но пока недостаточно публики, готовой платить большие деньги за шоу. С этим сталкивается любая страна, выходящая на мировой рынок. Зрители, привыкшие ходить в государственные театры за $5-10, не готовы платить $30-40 за коммерческий продукт. Должно пройти время, чтобы люди к этому привыкли. А пока нужно приноравливаться к ситуации и искать выход из положения.
– Планирует ли ваша компания выходить на российский рынок и показывать здесь свои спектакли?
– Мы продолжаем переговоры со многими российскими продюсерами. Мы готовы привезти к вам "Отверженных", "Мисс Сайгон", "Оливера". Но нам не знакома русская театральная система, и мы вынуждены быть осторожными и полагаться на местных продюсеров, которые знают рынок, знают, как он работает, знают, как продвигать продукт в их стране.
– Сейчас в Москве популярностью пользуются французские мюзиклы, скоро стартует "We will rock you", а вскоре появятся и "Cats". Не боитесь конкуренции?
– В Москве достаточно зрителей для того, чтобы привезти туда несколько больших постановок. Кроме того, у шоу "Нотр-Дам", "Ромео и Джульетты" и "We will rock you" немного другая публика, та, что ходит на рок-концерты и в ночные клубы. У таких мюзиклов, как "Отверженные" или "Норд-Ост", свой зритель, который больше интересуется серьезным драматическим театром. Мы не будем друг другу мешать.
|
|