|
Подшивка
"Норд-Ост" болдинской осенью
25.12.2004
В Большом Городе (Нижний Новгород)
Вера Романова
Я не люблю свою музыку, но что значит мое мнение по сравнению с мнением миллионов?
Фредерик Лоу, автор мюзиклов
***
Нынешний XVIII Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень» был осложнен двумя нерядовыми (если не сказать, экстремальными) условиями. Первое имело, несомненно, благоприятный характер и заключалось в участии в фестивальной программе Николая Баскова – популярного певца столичного уровня. Второе, напротив, было в определенной степени неприятным: практически в те же дни, когда шел фестиваль, в Нижнем Новгороде проходили представления мюзикла «Норд-Ост». Тоже популярного. Тоже столичного уровня.
Сопряжение - или, если на музыкальный лад, контрапункт - этих двух крупных событий, одновременно развернувшихся в художественно-культурной жизни одного и того же города, стало отличным поводом для наблюдений и выводов.
«Болдинская осень» открылась 18 ноября. Первый показ «Норд-Оста» прошел 19-го.
«Болдинская осень» закончилась 27-го. Последний спектакль «Норд-Оста» прошел 28-го. Заключительный концерт фестиваля, в котором участвовали Басков и Волочкова, совпал с кульминационным - вечерним субботним – представлением «Норд-Оста».
Словом, события сталкивались друг с другом, грозя напряженностью в городской атмосфере. Как понимает каждый, это столкновение могло было бы стать конфликтным, даже искрящим...
Но не стало. «Болдинская осень» и «Норд-Ост» преспокойно разошлись в культурном пространстве, кажется даже не заметив друг друга.
«Норд-Ост»
Ожидания
К приближению «Норд-»Оста» город отнесся скорее равнодушно, чем с интересом. Во-первых, к нам уже привозили московские мюзиклы. Ничего такого особенного в них не было. Во-вторых, было известно, что «норд-остовцы» начали было готовиться к постановке спектакля в Питере, но из Питера их попросили. При неясности сведений, при каких обстоятельствах и почему «Норд-Ост» в Петербурге не состоялся, народ предпочел думать, что дыму без огня не бывает. Есть, значит, в мюзикле какой-то изъян, отчего его из Питера и удалили.
И наконец, в-третьих. Московский теракт, намертво связавший название «Норд-Ост» с ассоциациями «опасность», «смерть», «страх», не забылся. Желанию обязательно посмотреть мюзикл он никак не способствовал.
Между тем продюсеры «Норд-Оста» действовали по продвижению своего продукта способами традиционными, дорогостоящими и количественно впечатляющими. Яркими сине-белыми банерами и афишами оклеили буквально весь город. Не знать, что в Нижнем идет «Норд-Ост», было совершенно невозможно. Все и узнали. Но ажиотажный интерес к спектаклю возник, как мне кажется, не вследствие афиш. Колоссальный спрос на спектакль возник из-за самого спектакля. Те, кто посмотрел мюзикл в первые дни после постановки, поделились впечатлениями с другими. Этого оказалось достаточно, чтобы весь город рванул за билетами. Представление несколько раз скупали «для предприятия». Самый грубый приблизительный подсчет показывает: «Норд-Ост» посмотрели около 15 тысяч нижегородцев. Это очень большая (я бы даже сказала, неправдоподобно большая) цифра для нашего города. Даже на Дне города на бесплатные концерты эстрадных звезд собирается народу меньше, чем сходило на совсем недешевые представления в ТЮЗе.
***
Как было
Что же было такое в этом представлении, что оно так понравилось людям? Ответ такой простой, что даже произносить его как-то неудобно. Причина успеха в самом жанре, в его финансовой поддержке и бизнес-структуре проекта, у которого то же название, что у спектакля, - «Норд-Ост».
Сначала о жанре. Мелодрама, сыгранная и спетая на музыку, которая в силу привычности своего эстрадного языка легко входит в зрителя, легко тревожит его чувствительность (что вообще в природе музыки) и так же легко выходит из него, оставляя чуть заметный и необременительный осадок «чего-то трогательного».
Такова собственно художественная основа мюзикла. Мелодрама разбавлена яркими танцевальными и комедийными вставками и украшена ослепительно яркими массовыми сценами. Это не дает зрителю скучать, а действию - прискучить монотонностью.
Теперь про финансы. Стоимость «Норд-Оста» - четыре миллиона долларов. Эти деньги обеспечивают не только оплату труда артистов, администрации, рабочих и вообще людей, занятых в проекте. Они не только позволяют иметь труппе по десять костюмов на каждого (а если надо, и больше). Даже выполненный в натуральную величину, стоящий огромные деньги муляж бомбардировщика - совсем не основная расходная статья бюджета «Норд-Оста».
Спектакль идет при такой компьютерной поддержке, какая и не снилась не только нижегородским, но, думаю, и всем московским театрам. Компьютеры синхронизируют и контролируют буквально все. Звучание музыкальных инструментов (естественно, добавляя тембры, которые в живом оркестре не представлены; число реальных оркестрантов меньше, чем заявлено в программке, - от семи до девяти человек). Звучание голосов. Свет. Создают спецэффекты (шумовые и визуальные - например, пикирование самолета в зал). Пение артистов без микрофонов - на самом деле пение артистов в микрофоны. Микрофоны и приемники совершенно так же висят на исполнителях, как мы это видели в наших театрах. Только радиоаппаратура «Норд-Оста» - нового поколения (с вытекающими из этого последствиями в стоимости). Микрофоны крохотные, телесного цвета и приклеиваются либо под челку, либо на висок. Особая забота артиста - чтобы в микрофон не затек пот, потому что тогда резко ухудшается качество звука. Каждый выходит из положения как может. Кто-то переклеивает аппарат с виска ближе к носу. Кто-то над микрофоном под челку на лоб приклеивает тряпочку.
И наконец, бизнес-часть проекта. Это подводная часть айсберга, не видимая зрителю, но определяющая в «Норд-Осте» все. Проект очень четко структурирован. Все части системы организованы в группы со своей иерархией. Есть административная группа. Есть арт-группа. Есть группа, специально занимающаяся гастролями. Есть коммерческая группа. Есть группа технического обеспечения. Есть отдельно менеджеры сцены. Есть исполнители, причем они тоже структурированы на детскую и взрослую группы. И так далее. Принципиальным условием является четкое ненарушение границ собственных полномочий. Например, девушка, занимающаяся билетами, ни за что не даст никому никакой иной информации, кроме как о билетах. Вся информация - только через пресс-группу либо от тех, кто уполномочен ее давать (скажем, от авторов-продюсеров или менеджеров проекта).
С каждым участником проекта заключен контракт. Срок его действия очень короткий - полгода. Потом контракт либо пролонгируется, либо нет.
На каждую роль у дирекции проекта есть несколько исполнителей - действующих и потенциальных. В нашем городе, например, почти каждую роль (кроме детских) исполняли поочередно два актера. Могут исполнять и три, и даже четыре. Но может и один. Не факт, что эта группа артистов в полном составе переедет в Тюмень – следующий гастрольный город «Норд-Оста». Кто именно будет петь в Тюмени, решает арт-дирекция. Она может, например, «нашего» Саню Григорьева временно перевести в «запасные», а пригласить для выступления другого артиста, который пока «потенциальный». Такое устройство творческой стороны мероприятия заставляет артистов выкладываться по полной программе, если они хотят выступать без перерыва, а не попасть в «запасные». С другой стороны, если кто-то из участников проекта по какой-то причине хочет выйти из игры, проект не страдает: в нем много «запасных».
Вообще же, у «Норд-Оста» четыре состава. Как дополнительная подстраховка - отдельные артисты, которые дублируют до 20 ролей.
Качество исполнения на каждом спектакле контролируется лично Георгием Васильевым, одним из двух продюсеров «Норд-Оста». Если у контролера возникают претензии к кому-то из работников (например, к танцующему артисту за несинхронно поднятую ногу или к драматическому - за невыразительно сыгранную сцену), показавшего плохое качество артиста штрафуют.
В проекте железная дисциплина. Все являются в точности туда и в точности тогда, когда им назначено. Не сумела узнать, внешнего или внутреннего порядка эта дисциплина. Может, уже и внутреннего. Думаю так, потому что был случай: во время репетиции Филипп Авдеев - Саня Григорьев-подросток - случайно поранил голову о декорацию, но продолжал играть. И только когда поток крови все заметили, дал увезти себя в травмопункт. Конечно, ему хотели обрить часть головы, чтобы зашить. Не дал: «Мне же играть! « Врачи онемели: «Какое играть? « Но воля Филиппа была несгибаема. Вечером он с зашитой головой действительно вышел на сцену...
Заработную плату актер получает в спектакле за выход. Существуют надбавки - например, за сложность роли. Если актер играет главную роль, он получает одну сумму; ансамблевую - другую. Сколько именно получают актеры - коммерческая тайна.
Волнующий многих вопрос, как же учатся дети-актеры, если они заняты в спектаклях в разных городах, решается просто. Во время гастролей в одном городе дети просто пропускают занятия. После окончания сессии в этом городе дети возвращаются домой. В новом городе выступает другой детский состав.
***
Зрители
... в буквальном смысле слова обмирали от спектакля. Некоторые смотрели «Норд-Ост» дважды. Все представления прошли с аншлагом. На последний показ публика буквально рвалась.
***
Охрана
Вокруг театра - милицейские машины (заметила две). Внутри театра - охрана. На входе - люди с металлоискателями. Но в условиях неискоренимого российского бардака половина народу обыск с металлоискателями «обтекла».
***
Художественный остаток
Как драма, это, конечно, и рядом не стоит с «Двумя капитанами». Но литературная основа мюзикла и не претендует на качество драмы. Скорее, логично сравнивать ее с оперным либретто, либретто же, как известно, по природе своей очень слабая – и вообще условная - литература.
Те, кто шел на драму, вышли, пожимая плечами: «И что все так хвалят? Ничего особенного. Местами вообще слабо... « Те, кто шел на зрелище, были удовлетворены по полной программе: «Класс! «
Правы вторые. Мюзикл - не драма. Зрелище же «Норд-Ост» потрясающее.
***
«Болдинская осень»
Ожидания
Нынешняя «Болдинская осень» ожидалась как особенная задолго до наступления самого фестиваля. Еще в сентябре об участии в ней объявил Николай Викторович Басков - популярный отечественный певец, позиционирующий себя как оперный, но народу известный как эстрадный.
Тогда, в сентябре, Басков публично объявил, что не только будет сам петь в фестивальных программах, но и пригласит для участия в них других артистов мирового класса - в частности, певиц Ларису Рудакову и Марию Гаврилову, балерину Анастасию Волочкову.
Принципиально важно, что нерядовые творческие обещания артиста сопровождались не менее впечатляющими экономическими обещаниями. Во-первых, на участие всех названных звезд, включая и самого Николая Викторовича, в «Болдинской осени» наш театр мог рассчитывать без всяких экономических обязательств: звезды, как заявил господин Басков, выступят благотворительно. Во-вторых, и сборы от этих вечеров были обещаны певцом театру в полном объеме. Не верить было трудно. Все-таки объявления артист сделал, что называется, на весь свет. Но и поверить запросто тоже не удавалось, потому что жизнь приучила: все говорят, да что-то исполнять обещанное никто не торопится.
***
Как было
... Все свои обещания Николай Басков выполнил. Фестивальные афиши действительно украсили имена Волочковой, Рудаковой, Ильиной. Сам Басков выступил в трех вечерах: провел два концерта и исполнил партию Ленского в «Евгении Онегине».
Гала-концерт, в котором Басков пел арии из зарубежных опер и русские народные песни, не оставил сомнений: он в хорошей вокальной форме. «Евгения Онегина» он тоже провел вполне достойно - впрочем, разочаровав некоторых поклонниц нелепым каштановым париком, который не только не был ему к лицу, но и старил лет на десять. Нелепым почему-то оказался и костюм Ленского: артист предстал перед публикой не возвышенным влюбленным, а эдаким кургузым плотненьким мужичком, с романтическими ариозо никак не соотносящимся.
***
Охрана
Никакой охраны не было. И металлоискателей тоже не было. В театр люди входили как в театр. А не как в запретную зону. Это было приятно. Праздник не портился.
***
Зрители
... заполняли зал гомонящей толпой. Дамы-зрительницы выстраивались в длинные очереди, чтобы подарить любимому артисту букет. Курьезом оказалось видеть, какое разочарование постигло тех поклонниц Баскова, которые не подарили букет после второго действия (в котором Ленский гибнет), а рассчитывали сделать это после спектакля. После спектакля Басков, естественно, не вышел, поскольку в последнем действии не занят. Он умчался готовиться к заключительному концерту. Постоянному посетителю «Болдинских осеней» не составило труда заметить: Николай Басков, несомненно, привлек в оперный зал людей, к этому залу явно не привычных.
Забавным (хотя вполне прогнозируемым) казусом стал вопль кого-то из горячих поклонников певца «Шар-манку-у-у! «, прозвучавший во время «бисов» на басковском «сольнике».
При том, что зал был во время фестиваля, в общем, полон, свободные места тоже были. «Да, - подтвердила А. Д. Ермакова, директор театра, - были. Но если бы не было таких высоких цен (от 300 до 1 500 рублей), спрос на Николая Баскова оказался бы не на пользу, а во вред театру. Количество желающих попасть «на Баскова» реально в Нижнем гораздо больше, чем было билетов в кассе. Но платить за билет по разным причинам поклонники певца не стали. Многие пытались проникнуть в зал без билета. Дирекцию измучили звонками самые разные организации, умоляющие пустить их в зал благотворительно...
Состоятельные же нижегородцы почти не проявили к фестивалю интереса. Не захотели слушать оперную музыку - даже при том, что эту музыку пел Басков».
|
|