|
Подшивка
НОРД-ОСТ
30.11.2004
ГОРОД И ГОРОЖАНЕ (НИЖНИЙ НОВГОРОД)
НОРД-ОСТ - это первый спектакль в моей жизни, после которого я чувствую, что нахожусь под впечатлением. Никогда не понимала, что значит "находиться под впечатлением". А сейчас я под впечатлением. Под таки-и-им впечатлением...
Данным монологом разразилась моя восемнадцатилетняя дочь. И я вам скажу, это ее "таки-и-им", в котором слились ошеломление и восторг, изумление и потрясенность, дорогого стоит. В том смысле, что моя молодая мадам, препорядочно искушенная в эстетических удовольствиях и весьма разочарованно по отношению к ним настроенная (по тому что ни разу ничем в театре не была потрясена), наконец-то испытала после спектакля катарсис. Очищение, как полагали древние, души искусством...
Дело не в самолете (хотя огромный самолет, с бешеной скоростью пикирующий с неба прямо на тебя под всполохи огней, и натуральный грохот взрывов есть переживание, ни с чем не сравнимое).
Дело во всем. В целом и в частностях. Рискну высказать предположение, что ничего подобного "Норд-Осту", показанному в нижегородском ТЮЗе московской продюсерской компанией " Арт-проект", в нашем городе не видели. И -рискну продолжить - не увидят в обозримом будущем.
Почему? Причины уж слишком на виду. Потому что общее впечатление от спектакля есть следствие многих слагаемых, при утрате хотя бы одного из которых качество спектакля как продукта непоправимо ухудшается.
По правилам рецензии на спектакль надо бы сначала говорить о режиссерских идеях, актерских работах, уровне музыкального исполнения и прочем внутреннем.
Воспользоваться этими правилами было бы в случае с нижегородской постановкой "Норд-Оста" чрезвычайно глупо. Потому что на всех - и на искушенных театралов, и на неискушенную публику, и даже на тех, кто в театре до "Норд-Оста" не был ни разу в жизни, - спектакль обрушился прежде всего своей технической стороной.
Никогда не задумывалась, какая, собственно, разница: в театре звук "Долби-серраунд" или обычное радиоусиление? Не задумывалась, потому что ни разу не слышала в театре цифрового стереозвука "вокруг".
Теперь я понимаю, какая разница. Нет звука "Долби" - произведение на сцене воспринимается как "не то". И пусть осознание, что оно "не то", неотчетливо и прячется в глубине подсознания, оно есть, и оно мешает потрясению.
То же со светом. Здесь, в Нижнем, мы видели, конечно, на сцене красивый (и красивый лазерный) свет. Но никогда он не ставился в прямую связь с драматическим, литературным содержанием. Эффектный свет нам показывали только как украшение. В "Норд-Осте" свет заговорил, напомнив о мечтаниях Скрябина. (Поясню на всякий случай: Скрябин, великий русский композитор начала XX века, имел цвето-световой слух и мечтал написать симфонию для света как такового. Современникам Скрябина это казалось бредом. Световая партитура "Норд-Оста", где у света столько форм и видов, сколько есть клавишей у фортепиано, вполне осуществляет скрябинские мечтания...)
Или костюмы. От наших тюзовских слышала сто раз: все пространство за сценой во время московского спектакля занято костюмами. Их на каждого актера чуть ли не по десять. Да какие костюмы! Мыслимо ли такое в нижегородском театре, даже если его всей душой полюбит министр областной культуры? Куда там! Костюмы - это деньги, а деньги и наши театры, по Пушкину, -"две вещи несовместные". Остальные слагаемые качества спектакля просты, как апельсин, и, в общем, как бы не новость.
Во-первых, все актеры - хорошие драматические актеры; во-вторых, спектакль решен режиссерски абсолютно строго, без малейшего пережима в сторону мелодрамы.
И все же "Норд-Ост" - это прежде всего коммерческий проект. Рассказать об этой стороне мюзикла мы попросили его менеджера Марата Билялова:
- Очень приятно, что мы достаточно быстро нашли понимание и поддержку в администрации полномочного представителя президента Российской Федерации. Именно эта администрация включила весь свой ре суре и помогала нам решать вопросы по расселению, по транспортировке, по организации охраны силами областного ГУВД. Помогала и мэрия города. Поставить что-то подобное "Норд-Осту" в провинции едва ли реально, потому что примерный бюджет "Норд-Оста" составляет порядка четырех миллионов долларов. В проекте задействованы около трехсот человек - имея в виду тех, кто работает здесь, и наш московский офис.
- Скажите, а где все-таки вы взяли самолет?
- В романе В. Каверина нет прямых указаний, на каком именно бомбардировщике летал Саня Григорьев. Но мы подумали, что, скорее всего, это был ТУ-2. Съездили в музей авиации в Жуковском. Взяли технические параметры самолета и изготовили его в мастерских. Так что зрители видят точную копию самолета времен Великой Отечественной войны.
- На каких условиях работают ваши актеры?
- Со всеми сотрудниками, занятыми в проекте, у нас контрактные отношения. Контракт заключается на полгода. Потом, если нужно, он пролонгируется. Условия при этом остаются прежними и могут быть изменены только в каких-то отдельных случаях. Если человек не выполняет каких-то требований, указанных в контракте, контракт может быть расторгнут.
- И что, были случаи?
- Нет. Потому что, кроме актеров, которые выступают в Нижнем Новгороде, у нас есть актеры, которые не приехали в ваш город. Кроме того, у нас есть актеры, которые находятся на контракте в режиме "стенд бай". Такой режим означает, что они задействованы в других проектах, но свое принципиальное согласие дали, с ними оговорены условия их привлечения, если у нас что-то случится.
Заработную плату актер получает за выход. Существуют надбавки - например, за сложность роли. Если актер играет главную роль, он получает одну сумму, ансамблевую - другую. Сколько именно получают наши актеры, коммерческая тайна.
- Правда ли, что в Москве декорационное оформление спектакля было не таким, как у нас?
- Правда. Декорации были вмонтированы в стены театра, потому что не предполагалось, что когда-нибудь что-то будет оттуда изыматься. Спектакль предназначался только для показа в Москве. А когда мы посмотрели на свои декорации с точки зрения их мобильности, то поняли, что проще и дешевле пустить их на металлолом, чем переделать. Дешевле оказалось изготовить новые декорации.
Еще три года нам придется колесить по городам и весям. Мы хотим показать "Норд-Ост" во всех крупных городах Российской Федерации, где есть технологическая возможность, разместить наш спектакль. Что будет после этого? Будущее покажет...
|
|