Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

Мюзикл «Норд-Ост» возродился

23.12.2004

Вечерний Петербург


Алексей Иващенко и Георгий Васильев, знаменитые барды, авторы первого полноформатного российского мюзикла, празднуют победу: публика стоя приветствовала их перед началом премьерного представления, а после каждого спектакля забрасывала сцену цветами и традиционными для «Норд-Оста» бумажными самолетиками. В Нижнем Новгороде побывала наш корреспондент Наталия СИДОРОВА.
После спектакля на ее вопросы ответил Георгий ВАСИЛЬЕВ.

В Нижнем Новгороде, на родине Валерия Чкалова, расправил крылья самолет «Двух капитанов»

— Спектакль пережил уже три премьеры: 19 октября 2001-го, 8 февраля 2003-го в восстановленном здании на Дубровке и сейчас. Мы сильно волновались, и такой успех просто ошеломителен. Главное, мы избавились от черного «хвоста» событий двухлетней давности, переместившись в другой город, и наконец ощутили настоящий интерес публики к самому действию. Они реагировали именно на музыку, текст, на содержание спектакля. Они воспринимали его как художественное произведение без побочных мотивов.
— Это походило на самую первую премьеру в Москве?
— Нет, не походило. Ведь мы фактически трижды «Норд-Ост» переделывали, чего не могут себе позволить авторы мюзиклов, идущих много лет. У нас вынужденно такая возможность появилась, и, на мой взгляд, мы ее реализовали с пользой для дела. Учли и опыт ежедневного показа в течение года — более четырехсот представлений, и то, что не успели сделать в возобновленном варианте, и что-то придумали еще. Казалось бы, гастрольный вариант должен быть примитивней, но наш в процессе изменений стал, наоборот, лучше.
— Несмотря на то, что сценография разрабатывалась не для Театра юного зрителя в Нижнем Новгороде, а для Петербургского Мюзик-холла?
— В целом да. Сцена Мюзик-холла была изначально выбрана в качестве некоего стандарта для всех последующих площадок, а их всего тринадцать. Сцена здешнего ТЮЗа чуть поменьше, для посадки самолета мы буквально высчитывали сантиметры, но все получилось удачно.
— На пресс-конференции после премьеры актеры очень сожалели, что она прошла не в Петербурге. А вы уже остыли от питерских событий?
— Мне просто жаль петербуржцев, не увидевших спектакль. Вряд ли в обозримом будущем мы доедем до Питера, если, конечно, не произойдет что-то из ряда вон выходящее. В вашем городе мы нашли нескольких замечательных актеров — исполнительницу роли Кати Татариновой Светлану Вильгельм с изумительным голосом и прекрасными сценическими данными, а также Сергея Кудрявцева, он играет Николая Антоновича. Казалось бы, невозможная вещь — отрицательный персонаж имел успех не меньший, чем главный герой. Прежний исполнитель Юрий Мазихин получил за эту роль «Золотую маску», но Сергей Кудрявцев, пожалуй, даже превзошел его, судя по реакции публики. Очень вдумчивый, талантливый актер, настоящая находка. Искренне сожалею, что несколько чиновников лишили город удовольствия видеть своих земляков в их звездных ролях.
— Скажите, Георгий Леонардович, как вы восприняли теракт на Дубровке и то, что за ним последовало в отношении вашего спектакля?
— Нападение террористов ничего нового не сказало о положении в стране. Я знал, что идет война, а коли так — у каждого есть шанс стать жертвой. А вот все последующее поразило… До сих пор не могу понять, что произошло с нашим проектом. Почему нам всегда простые люди и благотворители помогали, а чиновники — резко противостояли? По всем опросам, девяносто процентов людей считали, что «Норд-Ост» должен быть восстановлен, — а государство сопротивлялось. Я долго не мог поверить, что имею дело именно с сопротивлением. Но нам всячески мешали… Почему — даже и думать не хочу, лет через десять выяснится само собой, разложится по полочкам.
— Но ведь здание на Дубровке восстановили, значит, помогли?
— Помогли Московскому шарикоподшипниковому заводу, которому принадлежит Дворец культуры. Девяносто пять процентов всей финансовой помощи пострадавшие «Норд-Оста» получили от частных лиц. Нам помогало общество, для которого мы и создавали свой спектакль… Передвижной вариант тоже создан в основном не как коммерческий проект, он держится на частных пожертвованиях. Здесь, в Нижнем, нам очень помог сам город в обеспечении безопасности и коллектив ТЮЗа. Здесь нас приняли сердечно и радушно. Не в пример Питеру.
— Сказался ли как-то срыв премьеры в Петербурге на проекте?
— Конечно… Прежде всего на настроении актеров. Кроме того, от нас ушли довольно крупные спонсоры, и под вопросом сейчас спектакли в Новосибирске. Мы должны были туда ехать после Нижнего, но началось что-то непонятное, срочно пришлось искать замену, поедем в Тюмень…
— А услышим ли мы еще ваш с Иващенко дуэт?
— «Норд-Ост» — наша реализованная мечта о сочетании песни и театра в большом масштабе. Можно считать, что он — наша последняя бардовская песня. Вот мы поездим с ней по России, есть предложения и на выступления за рубежом… Спираль раскручивается, каждый новый виток интереснее предыдущего.

Катя Татаринова — из Питера

Тонкие черты лица, огромные глаза, роскошные волосы — идеал романтической героини. Так и подумали организаторы питерского кастинга «Норд-Оста», увидев среди претенденток Светлану ВИЛЬГЕЛЬМ . А когда выяснилось, что у нее прекрасный голос и опыт работы в Театре «Буфф», стало ясно — найдена Катя Татаринова.
Мечта Светланы — выйти с этой ролью прежде всего в Петербурге, — как известно, не сбылась. Но в Нижнем случился настоящий успех, и пресса сразу обратила внимание на восходящую звезду. Вот что рассказала Светлана Вильгельм о себе:
— Родилась в городе Пикалеве Ленинградской области, там же закончила музыкальную школу и поступила в Петербургскую академию театрального искусства, где училась у Исаака Штокбанта. Еще студенткой играла в Театре «Буфф» — Зою в дипломном спектакле «Казанова в России». Мы учились на год больше, осваивали технику работы на эстраде. В дипломе написано: артистка драматического театра и солистка-вокалистка. Играла во многих музыкальных и драматических спектаклях, последняя роль — Клея в «Эзопе».
Вышла замуж, родила дочку Ульяну. Муж — актер и продюсер. Дочке было всего четыре месяца, когда пришла с ней и мужем на последний тур отбора. Муж тогда впервые сам менял памперс Ульянке, пока мама танцевала и пела: «Море молчит, как рыба…»
«Норд-Ост» отличает творческая дисциплина. Репетиции начинаются строго по графику. В каждом номере постановщики добиваются наивысшего уровня, работают тщательно и подробно. Время не тратится зря, как иногда бывает в стационарных труппах. Это очень современно, динамично, и только так можно добиться успеха.
Видеозапись первого «Норд-Оста» меня восхитила сразу. Уже после первого действия сюжет и исполнение просто захватывают. Очень удачный вариант переложения замечательной книги в трехчасовой спектакль с насыщенным действием. Мой муж, который не очень любит мюзиклы, сказал, что здесь музыка совершенно органично несет сюжет и держит зрителя в постоянном эмоциональном напряжении. И еще привлекает тонкий, изящный юмор. Он смягчает драматический сюжет, делает его восприятие легче… И сама музыка удивительна — простая, но не примитивная, поэтому, наверное, сразу не «влезает» в ухо. Здесь не легковесные куплеты, а серьезные сложные арии с прекрасными мелодиями. Их просто нужно послушать не один раз, и тогда они ложатся на душу, запоминаются навсегда. Это и мое ощущение, и тех зрителей, кто не раз видел прежний «Норд-Ост». Очень жаль, что в Петербурге не было премьеры. Если бы мне было 18 лет и я не имела семьи, то скорее всего отказалась бы от участия в проекте. Но я уже знаю, что такое ответственность; а когда первый стресс прошел, я успокоилась. Теперь получаю удовольствие от спектакля в других городах. Жаль, что Петербург потерял великолепное зрелище, какого больше в России нет. В Англии «Норд-Ост» признан одним из лучших мюзиклов Европы за последние годы. Нет в других наших спектаклях такого света, такого звука, такой музыки, такого романтического сюжета… Успех в Нижнем нарастал день ото дня. Все, конечно, ждут самолет, и когда он появляется, зал кричит от восторга не только потому, что видит его, а оттого, что не обманули, исполнили обещанное в афишах! Реакция просто поразительная, такая свежая, непосредственная. И еще есть в ней ощущение победы над злом, которое хотело лишить нас этой радости. Хочется забыть то страшное, что случилось два года назад… Здесь нет никакой политики, здесь только искусство, победа идеи созидания над силами разрушения, победа человека в чем-то и над самим собой. И в Петербург наш самолет когда-нибудь прилетит, обязательно. Я в это верю.