Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

"НОРД-ОСТ" ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПУТЬ

15.10.2004

Нижегородские новости

НАКАНУНЕ СОБЫТИЯ


...Перед Театральным центром на Дубровке в Москве больше нет автостоянки - по соображениям безопасности. Милицейский патруль на въезде к площади перед театром проверяет машины; каждый, кто входит в театр, предъявляет вещи для досмотра и проходит через металлоискатель; немало охраны и в помещении...

"Театр каждый день осматривает саперная группа. Мы заботимся не только о реальной опасности, но пытаемся обезопасить себя и от хулиганов: известно, сколько спектаклей срывалось в последнее время просто из-за желания пошутить о "заложенной" бомбе. Мы считаем, что те меры, которые нами предпринимаются, делают посещение "Норд-Оста" гораздо более безопасным, чем поездку в метро или проживание в многоэтажном доме", - говорят создатели "Норд-Оста", известные барды Георгий Васильев и Алексей Иващенко.

Семь предпремьерных показов обновленной версии "Норд-Оста", предназначенной для гастролей по городам России, прошли в Москве с 24 сентября по 3 октября в том самом здании на Дубровке. Билеты на эти спектакли в открытую продажу не поступали; афиш, расклеенных по городу, тоже не было. Тем не менее в зале Театрального центра на Дубровке не оказалось ни единого свободного места.

ОЧЕНЬ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

День рождения "Норд-Оста" - 19 октября 2001 года. Это пока единственный в России спектакль, который показывали ежедневно на одной и той же сцене больше года. Возможно, ежедневные аншлаги "Норд-Оста" и стали одной из основных причин, по которой именно этот театр был избран террористами.

После трехмесячного перерыва спектакль был восстановлен на прежней сцене и был показан еще почти сто раз (та, первая версия "Норд-Оста", демонстрировалась 411 раз), но психологические последствия произошедшего сделали невозможным продолжение спектакля в том же здании. И поэтому было решено: осенью 2004 года "Норд-Ост" отправляется в беспрецедентное гастрольное турне по крупным городам России, которое, как планируется, продлится около трех лет.

ПРЕВЬЮ

О, как заблуждается тот, кто считает, что все материки и острова уже найдены и открывать больше нечего! Гигантская карта северных широт, озаренная северным сиянием и озвученная мерным рокотом холодного прибоя, за несколько секунд возвращает зал в состояние светлейшего школьного романтизма и жажды дальних стран. За сеткой меридианов проступают лица и судьбы людей, подвиги которых раскрасили глобус очертаниями материков...

"Артисты играют с удовольствием" - невыносимо скучная, безликая фраза. Актерская игра запоминается: трогательный немой малыш Саня Григорьев (он же чуть повзрослевший - лихой шпаненок и, позднее, решительный герой - покоритель льдов), упрямая девушка Катя, стильный подлец Ромашов, совершенно мерзостный Николай Антонович (тот самый типаж "злодея, который должен быть наказан"), идеальная пара - "ботаники" Кира и Валька Жуковы... С первых секунд действия зритель оказывается включен, вовлечен в единое с ними эмоциональное пространство, начинает восторженно ахать, замирать и довольно-таки быстро влюбляется в спектакль. В отличие от некоторых мюзиклов, в "Норд-Осте" не выходят на сцену суперзвезды в плохом смысле этого слова. Впрочем, в труппе - обладатель "Золотой маски" Юрий Мазихин, получивший эту награду за роль в "Норд-Осте", да и большинство артистов пришли в "Норд-Ост" отнюдь не с улицы, а успев поработать в ведущих театрах страны. Они молоды, красивы, энергичны, примечательно талантливы... Добавить к сказанному практически нечего.

ВРЕМЯ

Время действия - первая половина двадцатого века в России и стране Советов. Сейчас мы уже можем относиться к этому времени как к истории и, следовательно, получать сплошь удовольствие при словах "предреволюционная пора", "эпоха нэпа", "тридцатые" и даже - святотатство! - испытывать возвышенный трепет от набатно звучащего "блокадный Ленинград", "санитарный эшелон" и "сбит в воздушном бою". А значит, спекулянты спляшут зажигательный танец загнивающей буржуазии (чарльстон), молодежь тридцатых годов будет романтически знакомиться на катке под звуки вальса (ах, как кружится голова...), а веселые лыжники там же, на льду, прямо в лыжах исполнят чечетку. Свора сварливых соседей по коммуналке изобразит скиффл на подручных предметах (например, стиральной доске), и... впрочем, незачем анонсировать все находки и сюрпризы. Помимо захватывающих дух зарисовок "в духе времени", налицо и некоторые другие приметы эпохи - например, большое количество исторически точных костюмов, а еще на сцену выходит гордость всех нижегородцев, летчик Чкалов...

МЕСТО И ДЕЙСТВИЕ

"Два капитана" - толстенная книга с массой сюжетных перипетий, и, не видя спектакля, сложно представить даже, что все эти события можно уместить в три часа сценического времени, не потеряв при этом в колорите и не вызвав ощущения "сокращенной версии Каверина". При всей возможной неуместности вспомним не самый удачный опыт "Гарри Поттера" - релиза, где, как в "Норд-Осте", приблизительно одинаковое соотношение текстового объема и времени действия, и по результатам которого даже самые преданные поклонники юного волшебника остались недовольны. Здесь же все иначе. Что неудивительно: в отличие от печатного текста, театр многомерен, и, следовательно, при временной сконцентрированности воздействует во много раз сильнее. Плюс к сказанному расширено пространство: благодаря специальным подвижным "дорогам" над сценой возможно "параллельное", многомерное действие. Также, в зависимости от контекста, упомянутые "дороги" становятся то пристанью, то капитанским мостиком, добавляя колорита дальних странствий и расставаний со встречами.

МЮЗИКЛ

Мюзикл - это синтетический жанр, который включает в себя элементы оперы, драматического спектакля, балета, симфонической и рок- музыки, и вообще всего, что заблагорассудится режиссеру. Не побоюсь сказать, что "Норд-Ост" - единственный русский мюзикл в полном терминологическом смысле. В расчет не берутся киномюзиклы типа "Чародеев", отснятых двадцать с лишним лет назад. Плюс к элементам перечисленных выше сценических жанров в спектакле - море роскошной музыки, а многие номера открыто претендуют на гордое звание "хита". Человеку, сведущему в музыкальной драматургии, будут любопытны чисто музыкальные характеристики персонажей: лирическая песня раскрывает перед нами светлый образ Кати, в сольных высказываниях Ромашова есть что-то общее с партией Иуды ("Jesus Christ-Superstar"), маршевые речитации дополняют облик Сани Григорьева, а назойливый ригодон удачно соответствует злобно декларируемому Николаем Антоновичем неверию в доброту и справедливость.

ПОЕХАЛИ!

Для путешествия по стране была создана новая версия постановки. Говорят, что она значительно отличается от прежнего спектакля. Во-первых, это обновленная труппа: в нее вошли не только актеры, которые уже играли в этом мюзикле, но и молодые таланты из разных городов России. Во-вторых, декорации стали "мобильными": специально был создан новый комплекс высокотехнологичных декораций, полностью управляемый компьютером и гораздо более зрелищный. Даже самолет на сцену по-прежнему будет садиться вне зависимости от города и сцены, где будут проходить спектакли.

И главное. "Нам бы меньше всего хотелось, чтобы возрождение "Норд-Оста" воспринималось как кукиш в сторону террористов. Мы упрямо воссоздаем и улучшаем наш спектакль совершенно по другим причинам. Мы считаем, что он достоин внимания зрителей независимо от наличия в мире террористов и политиков", - так говорят сами авторы мюзикла. И они абсолютно правы...

ПРИЕХАЛИ?..

Планировалось, что предпремьерные и премьерные спектакли пройдут в Петербурге, однако городская администрация не пустила спектакль в Петербург, не приведя никаких веских оснований. Тут позволю привести несколько фраз из открытого письма авторов мюзикла в Санкт-Петербургскую администрацию.

"Грубо нарушая действующий договор, дирекция государственного театра "Мюзик-холл", на сцене которого... должна состояться петербургская премьера "Норд-Оста", перекрыла доступ наших сотрудников в здание театра, опечатала наш офис, отрезала нас от телефона и компьютеров, сорвала со здания премьерную афишу. Мы обратились за помощью в городскую администрацию и получили обескураживающий ответ... театр будет закрыт в связи с тем, что он находится в аварийном состоянии и поэтому премьера "Норд-Оста" должна быть отменена.

Еще две недели назад театр "Мюзик-холл", по заявлению его директора, был полностью готов к приему "Норд-Оста". И вдруг по мановению бюрократической волшебной палочки одна из лучших театральных площадок Санкт-Петербурга приходит в аварийное состояние. Городская администрация готова закрыть активно работающий театр только ради того, чтобы сорвать петербургскую премьеру нашего спектакля. Ее не останавливают даже 10 миллионов рублей штрафа, которые по действующему договору государственный театр вынужден будет заплатить за односторонний отказ от выполнения своих обязательств. Неужели в городском бюджете не найдется лучшего применения деньгам, которые администрация города намерена потратить на позорную и дорогостоящую войну с нашим мюзиклом?

Уважаемая Валентина Ивановна! Мы выстрадали эту премьеру. Вам прекрасно известно, чего стоило нашему коллективу возродить "Норд-Ост" после всего, что с ним произошло..."

Коллектив "Норд-Оста" мечтал начать новую жизнь спектакля именно в Петербурге, потому что с этим городом очень многое связано. Кульминационная сцена мюзикла - это ария главной героини в блокадном Ленинграде. Треть труппы - это актеры из Санкт-Петербурга. В Петербурге коллектив "Норд-Оста" получил высшую театральную награду России - премию "Золотая маска" в номинации "Лучший мюзикл". Новые декорации художник Зиновий Марголин создавал именно для петербургской сцены. Спектакль абсолютно преобразил знаменитый петербургский художник по свету Глеб Фильштинский...

Однако открытое письмо авторов "Норд-Оста", насколько известно, осталось без ответа.

В ГОСТИ - К НАМ!

В связи со скандалом, описанным выше, официальная премьера была перенесена в следующий город давно утвержденного графика гастролей "Норд-Оста" - Нижний Новгород. Таким образом, третьей столице России выпал уникальный шанс хоть в чем-то обставить столицу Северную (и театральную). Так что девятнадцатого ноября в Театре юного зрителя состоится громкая российская премьера, и спектакли будут идти ежедневно до 28 ноября (в выходные планируются дополнительные дневные спектакли). Считаю своим патриотическим долгом предупредить нижегородцев: довольно большая группа фанатически настроенных товарищей из Москвы (и Санкт-Петербурга) собирается приехать в Нижний на премьерные показы. А потому - приобретайте билеты заранее...

После того, как будут сыграны спектакли на нижегородской сцене, "Норд-Ост" отправится к востоку России - в Тюмень, Красноярск, Новосибирск, Омск...


Москва - Нижний Новгород.

Мария ПАНТЕЛЕЕВА.