|
Подшивка
"НОРД-ОСТ КАК СИМВОЛ НАШЕЙ ВЕРЫ"
24.12.2004
Тюменские известия (Тюмень)
Валерий СЕРЕБРЕННИКОВ
Я решил пойти на этот спектакль два года назад. Дело было в октябре, в пропитанной дождями Москве. Но кассирша с притулившегося на углу Тверской и
Столешниковского билетного киоска, поколдовав над двумя оставшимися прямоугольниками на разные спектакли, как на ромашке любит - не любит, вручила мне глянцевый красный билет на "Чикаго". О том, что он стал моей путевкой в жизнь, я узнал уже поздно вечером, когда вернулся со спектакля в гостиницу и, подбежав к разрывавшему тишину телефону, услышал: "Ты жив!"
Тот синий, на "Норд-Ост", остался на витрине. Может, и взял его такой же командированный, как и я. Но у меня-то был выбор. У него - нет.
И вот сейчас, в декабре, я стою у дверей филармонии и у меня в руках до боли знакомый, отдающий синевой билет. Пальцы скользят по плотной глянцевой бумаге. Вот так. Я могу потрогать. Ощутить то, чего не мог сделать тогда, 23 октября 2002 года.
Спектакль впечатляет. И ты забываешь, что тебя позвали, зацепили рекламным трюком - посадкой самолета в натуральную величину. Да, была посадка. Но это только рекламный трюк - часть большого, хорошо отлаженного технического процесса. И свет, и звук. Все на высочайшем уровне. Тюмень такого не знала. И узнает ли когда еще? Могут ли быть повторения? Может ли быть спектакль подобного уровня у нас, созданный нашими силами? Сомнения приходят, когда пытаешься втиснуться в узкие филармонические ряды, ведь кто-то рассчитал это "необходимое пространство". Сомнения приходят, когда выходишь в тесный
гардероб и, путаясь во встречных людских потоках, ищешь место, чтобы надеть пальто. Уж простите! Я попутно и о своем: театр-то начинается с вешалки. А если то, что после нее, то культура как была на остаточной позиции, так там и находится, и не мои слова, а министра культуры Соколова, недавно сказанные
на заседании правительства, который призвал рассматривать культуру не только как сферу досуга, поскольку это порождает низкий культурный уровень населения и развитие негативных тенденций в обществе.
Мы же всю нашу культуру пересадили в ночные клубы и дискотеки, наивно полагая, что уж если джаз зародился в недрах чикагских кабачков, то это как раз то самое место, где ей, этой культуре, и быть. И все же очень маленькие ее ростки кое-где выглядывают, и труженики-педагоги выковывают кадры для будущих "Норд-Остов". Как и композитор Георгий Васильев, один из авторов музыки к спектаклю, приехав в Тюмень, подвижнически пошел как педагог с гитарой на встречу в детские школьные клубы.
Добротно. Так одним словом можно охарактеризовать постановку "Норд-Оста". Высокий класс симфонических аранжировок продемонстрировали композиторы-оркестровщики, обогащая постепенно к финалу новыми красками музыкальную партитуру. И как некий временной символ к положенным инструментам симфонического оркестра уже звучит рок-гитара. Возможно, зритель сразу не отметит каких-то особых мелодических изысков. Хотя, на мой взгляд, темы красивые, с щемящим драматическим началом, захватывают но с первого раза трудно прочитываются и не остаются в сознании. Но ведь тематические изыски трудно найти и в "Чикаго", и в "42 стрит", которые я смотрел в Москве. Я не говорю о таком успешном на этот счет "Нотр дам де Пари". И что там кроме одной мелодии вы сможете напеть? Если же хочется выйти с головой, полной тем, не увязая в банальностях, извергаемых российскими поп-звездами, то тогда, пожалуйста, в оперу, на Чайковского на "Пиковую" либо "Онегина". Там этого в избытке. Но кто же нам преподаст этот оперный урок? Какой высокого положения умный дядя с достатком оплатит нам гастроли "Большого" или хотя бы Екатеринбургского оперного? Хороший театр, между прочим. Но тоже стоит денег. А платить мы не привыкли. Да и, если честно, дорого, не всем по карману. Я помню в 1974 году аншлаговые спектакли Челябинского оперного театра. Целый месяц в Тюмени. И аншлаги! Работали на двух сценах. В филармонии и драматическом театре. Самый дорогой билет - 2-50. Как опять не вспомнить министра, который на том же заседании говорил о культуре сегодняшнего времени как "принципе нищеты" и "пути в никуда".
Говорят, Москва привыкла к высоким ценам. Но и там демпингуют. То же "Чикаго" я смотрел за 300 рублей, приличный ряд.
Что еще о "Норд-Осте"? Новаторский спектакль. В первую очередь по материалу. Это не перепевы западных источников, а повесть В.Каверина "Два капитана". А значит, новаторский по патриотизму! Новаторский, по силе воздействия, я говорю это применительно к тюменскому зрителю, что и как на каком уровне смотрит Бродвей, я не знаю. Я могу сопоставить воздействие этого спектакля с "Орфеем и Эвридикой", показанной 1975 году ленинградским ансамблем "Поющие гитары". Тогда была специально разработана (с наклоном на зрителя) сцена, а работа с микрофонами большими ансамблями и солистами, причем шнуровыми, радиомикрофонов не было, вызывала удивление от слаженности. Вот и здесь - специальная сцена с кругом, автоматически неслышно меняющиеся декорации и новейшие микрофоны, практически невидимые глазу, акустическая система Dolby surround, дающая зрителю "эффект присутствия".
Прекрасный вокальный строй кордебалета. Хочется думать, что плюсовых прописей не было вовсе. Неплохие солисты. А драматургическая подача образа
Ромашова, подкрепленная хорошим владением голоса такого актера, как Иван Ожогин, особенно в сцене истерики, имеет сильнейшее воздействие на зрителя. Конечно, палитра задействованных технических средств, в частности в этом эпизоде, играет не последнюю роль. Но главным остается актер, его внутренние
возможности и способность донести до зрителя образ героя.
Браво! Кричали зрители, стоя аплодируя актерам. И белые бумажные самолетики летели на сцену в руки актеров, как напутствие коллективу к дальнейшему полету, выдержавшему трагические испытания и выстоявшему.
Браво, Тюмень, браво, зритель! Ты увидел это.
|
|