|
Подшивка
ТЕПЛЫЙ "НОРД-ОСТ"
17.02.2003
Tруд-7
ПАРК КУЛЬТУРЫ
Сергей БИРЮКОВ.
То, что в конце возрожденного мюзикла "Норд-Ост" публика встанет с мест и захлопает стоя, можно было предвидеть. По-иному реагировать на энтузиазм постановщиков и артистов, оказавшийся сильнее злой воли современных вандалов просто невозможно.
Удивительно другое. Говорят, точно то же самое происходило на любом представлении "Норд-Оста" - а всего их за полтора года состоялось уже более 300. Мюзикл изначально обладал каким-то особым духовным зарядом, который после трагических дней октября 2002 года, кажется, еще усилился.
Хотя признаюсь: в Театральный центр на Дубровке я шел на днях не без скепсиса. Ясно, что увиденное и услышанное надо будет потом хвалить - у кого же язык повернется сказать что-то нелицеприятное о труде людей, прошедших через такое страшное испытание!
Но с первого же открытия занавеса скепсис стал улетучиваться. Я понял, что нет и малейшей необходимости лукавить. Истинно благородная, возвышенная музыка вступления (потом она пройдет лейтмотивом через весь спектакль) как-то сразу окрылила душу. А затем - череда номеров, да каких ярких, контрастных! Заразительно темпераментны, например, детские ансамбли: беспризорники пляшут вокруг старого, видавшего виды трамвая, ученики расписывают новому товарищу
прелести школьной жизни... Эти сцены не меркнут даже в сравнении с таким классическим прообразом "детского" мюзикла, как "Оливер" Л. Барта, в чем, между прочим, существенна заслуга и Елены Богданович - одной из наиболее талантливых нынешних хореографов России, и блестящего постановщика чечетки Олега Гусенкова, чьи подопечные классно пляшут степ даже на лыжах! Особенно под конец усиливаются контрасты между сценами: забавный хор ненцев прерывается драматичным эпизодом падения самолета (кстати, декорации Зиновия Марголина великолепны), на смену тому приходит искрометная песня-пляска летчиков, она уступает место проникновенной сцене встречи Сани и Кати (Андрей Богданов и
Екатерина Гусева)... Это создает ощущение масштабности сюжета, идеи.
Да, вот в чем, пожалуй, одна из основных причин столь прочного успеха "Норд-Оста". Это произведение вслед за чудесным романом Вениамина Каверина "Два капитана", по которому оно поставлено, - на очень крупную, самую главную тему: о любви. Ведь даже злодеи Николай Антонович и Ромашов (Юрий Мазихин и Олег Кузнецов) любят - искренне,
горячо, притом безответно, что делает их персонажами, не лишенными трагической значительности.
Чем-то мне все это напомнило старые советские музыкальные фильмы, которые мы до сих пор с удовольствием смотрим, несмотря на наивность тех социалистических феерий. Ведь в главном они не устарели, потому что тоже созданы на вечную тему любви и переполнены отличной музыкой.
Авторы "Норд-Оста" Алексей Иващенко и Георгий Васильев сделали серьезную заявку на то, чтобы войти в число продолжателей традиций Григория Александрова и Исаака Дунаевского. Но сделали они это оригинальным способом, отталкиваясь от бардовской песни. Многие россияне знают и любят их милые, полные доброго юмора вещи - "Глафиру",
"Пора по пиву", "Мерседетый шестисос". Но одно дело - остроумные, изящные миниатюры, другое - крупная форма.
У "Ивасей", как привычно называют этот дуэт друзей-авторов-исполнителей, были основания решиться на риск. Круг их музыкальных интересов достаточно широк. Чувствуется, например, что они неплохо ориентируются в блюзе, классическом джазе, и это облегчило им вхождение в жанр мюзикла. Но все же более важным мне представляется другое - то, что современный самобытный русский мюзикл возник на основе современного самобытного русского песенного жанра. А еще -
на русской сюжетной почве. На великолепном, тоже национальном, литературном материале. Вот в чем причина рганичности
"Норд-Оста" для нашей сцены, наших артистов, нашей публики.
Это доказывают и другие мюзиклы, в обилии шедшие или идущие в Москве. Увы, в отличие от "Норд-Оста" часто оказывают от противного, ибо найти свою формулу органики в этом жанре, привнесенном к нам издалека, удается очень немногим. Ситуация, кстати, вполне аналогичная той, что была в России лет двести назад с оперой. Тогда в этом жанре господствовали итальянские авторы и исполнители. Тягаться с ними на их поле было почти бесполезно. Выживали лишь
те русские труппы, которые ставили уже начавшие появляться РУССКИЕ оперы.
Только сегодня мы в отличие от империи 200-летней давности не можем содержать иноземные труппы - вот попробовал Борис Краснов, но слишком дорога оказалась затея с "42-й улицей" в исполнении природных американцев: и трех месяцев дело не прожило. С "Чикаго" в постановке Киркорова и Пугачевой - другой грех: пока что не могут быть русские певцы и танцовщики столь же убедительны в бродвейском жанре, как заокеанские артисты. И что удивляться: та же историческая аналогия с оперой подсказывает, что от первых русских опытов в середине XVIII века до первых триумфов Шаляпина на сцене "Ла Скала" минуло около полутора столетий. Наш мюзикл пока не прошагал и половины этого пути.
И потом (об этом тоже приходилось писать): классического мюзикла нет без мощной положительной идеи. Он и появился на свет в Америке именно тогда, когда люди остро нуждались в прививке оптимизма, - в годы великой депрессии 1930-х. Это уже потом, в 70-е, Боб Фосс мог себе позволить поэкспериментировать, создав "Чикаго" как чистый фарс абсолютно без любовной линии. Но, кстати, традицией это не стало, изменить природу мюзикла даже столь яркому мастеру не удалось.
И сейчас в России мюзикл, наверное, переживает новое рождение, потому что нам нужны положительные эмоции. Если угодно, рост интереса к мюзиклу - это один из признаков стабилизации, когда людям, с одной стороны, нужно слово утешения, а с другой - у них уже есть порох на нечто большее, чем концерты с гитарой на площади под проливным
дождем.
"Сделайте нам красиво", - говорили некогда от имени публики и были в чем-то ведь правы. А еще лучше - по Пушкину: помнить про "чувства добрые". "Норд-Ост" - именно о них.
|
|