Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

Два года спустя

25.01.2005

Учительская газета


Два года спустя

Кристине и Арсению посвящается...

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — эти слова стали девизом нашего поколения. Мы зачитывались романом Каверина «Два капитана». А после выхода на экраны одноименного многосерийного фильма с изумительной музыкой, зовущей покорять новые пространства, книга приобрела тысячи новых поклонников. Для моих ровесников это был прежде всего роман о любви. Любви к Родине, к профессии, дорогому человеку... И пусть созданный мюзикл демонстрируется под другим названием и замечательнейший роман укладывается в одну страничку краткого содержания в программке спектакля — все равно это праздник. Праздник возвращения в наше детство, нашу юность.

Я не была на премьере мюзикла «Норд-Ост», которая состоялась в Москве 19 октября 2001 года. Не видела и сотого его представления, когда в финале зрители выпустили на сцену сто бумажных самолетиков, что стало потом традиционным приветствием публики в адрес актеров «Норд-Оста». Но все это повторилось вновь в Нижнем Новгороде, когда в Театре юного зрителя проходила премьера новой версии мюзикла. К прошедшей трагедии возвращали лишь воспоминания о тех октябрьских днях да слова на обложке театральной программки: «Кристине и Арсению посвящается».

10 апреля 2002 года авторы и актеры «Норд-Оста» достигли Северного полюса, где поставили флаг с девизом «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Счастливые, разве предполагали они, что через несколько месяцев эти слова станут той спасительной ниточкой, которая поддерживала их в страшные минуты? Кто же знал, что им самим придется пройти испытание на прочность духа, верность товарищам, преданность профессии? Спустя год после премьеры «Норд-Ост» стал первым в России спектаклем, который столько времени демонстрировался ежедневно. Его называли первым русским мюзиклом мирового уровня. По итогам сезона 2001-2002 годов «Норд-Ост» стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» как лучший мюзикл года.

23 октября шел 323-й показ спектакля, террористы-смертники оборвали его.

Еще свежа в памяти напряженность тех дней, когда ловили мы каждое слово с телеэкранов и радиостанций. Не только Россия, но и весь мир следил за событиями на Дубровке. Но они, отрезанные от этого мира стенами, не ведали о том. Им приходилось рассчитывать только на себя, на свои силы, в мыслях посылая свою надежду родным. Потом одна из бывших заложниц скажет: «Когда показывали по телевизору, что происходит в бесланской школе, я вдруг поняла, что знаю, о чем думают те заложники и что испытывают их родные. Я была на месте и тех, и других — это так жутко, и будто все вернулось вновь. Мне и сейчас сложно описать это словами. Какого-то связного рассказа не получится, потому что его просто нет. Все — какими-то отрывками, мелкими деталями, врезавшимися в память».

Георгию Васильеву, автору мюзикла, и сейчас трудно говорить о трагедии на Дубровке, он словно выдавливает из себя слова, а на глазах юных актеров выступают слезы. Чего им стоило пережить те несколько суток? Взрослые говорят о бессилии: «Страх был не за себя, за детей в первую очередь». Дети отвечают: «Надеялись, что все равно спасут. До самого последнего момента». Говорят, было такое, что все находилось на грани — вот сейчас взорвут. Они взялись за руки, закрыли глаза и... Вряд ли все они знали хоть одну молитву, им просто очень хотелось жить, открыть глаза и узнать, что весь этот кошмар закончился.

В результате теракта погибли 130 заложников. Коллектив театра потерял 17 человек, среди которых два ребенка. Именно им, исполнителям главных ролей — Кристине и Арсению, и посвящается новый «Норд-Ост». Сегодня их заменили Филипп Авдеев и Влада Супряга. В «Норд-Осте» они с первых дней, как здесь говорят, из первой труппы. Маленькими играли беспризорников, теперь выходят на сцену в роли Кати и Сани в отрочестве.

«А из ребят все вернулись в «Норд-Ост» после того, что произошло?» — спрашиваю их. «Почти все». А Филипп добавил: «Когда мама спросила, пойду ли я в «Норд-Ост», не задумываясь, ответил «да», и родители не стали возражать».

«Я всегда мечтала, чтобы мне на сцене подарили игрушку, — говорит Влада. — И когда в первый раз сыграла Катю, после теракта, мама подарила мне цветы и плюшевого мишку. Как она догадалась, не знаю, но было так приятно»...

«Еще в декабре 2001-го созрела идея о передвижном варианте «Норд-Оста», — говорит Георгий Васильев. — Известно, что повтор получается всегда хуже. Но хуже быть не должно, решили мы, и полтора года потратили на это».

Первыми новую версию «Норд-Оста» увидели нижегородцы. Чтобы ее посмотреть, в ТЮЗе собрались поклонники спектакля из Москвы и Санкт-Петербурга, Волгограда и Киева. Даже из Америки буквально на два дня прилетели зрители, прослышав про возрождение постановки, потрясшей своей судьбой весь мир. И такого аншлага не знал еще ни один нижегородский театр за много-много лет. Художественный руководитель ТЮЗа Виктор Симакин сказал: «Я многое в жизни видел, и первое впечатление — изумление! И нижегородцы должны обязательно это увидеть!»

Овации в первый день длились 28 минут. Такого приема не ожидали даже ИВАСИ — небезызвестный в среде авторской песни дуэт Иващенко — Васильев. Блестящее начало для гастрольного тура «Норд-Оста» по России. За три года планируется объехать 17 городов, вплоть до Дальнего Востока. Уже подсчитали общий километраж турне — 27 тысяч километров.

Спектакль потрясает. Все неприятные ассоциации, связанные с «Норд-Остом», ушли, едва зазвучала увертюра. Лишь в начале танца летчиков, который прервали тем октябрьским вечером террористы, мне вспомнилось, что на протяжении этих десяти дней Нижегородский ТЮЗ стал самым безопасным местом в городе, и я вновь погрузилась в действо на сцене. Совсем как Андрей Богданов, который, играя Саню Григорьева, был среди тех актеров. Когда его спросили об ощущениях по мере приближения этого эпизода, он ответил: «А для меня не существует отдельных сцен. Для меня есть мюзикл в целом. Все идет в постоянном движении. И каждый раз по-новому».

Нижний Новгород

Ирина МАЛИНИНА