|
Подшивка
Апология мюзикла
26.09.2001
ИЗвестия От Бродвея до Дубровки "Норд-Ост" - лучшая обновка
Валерий КИЧИН
Не успел остыть шум вокруг самого дорогого и зрелищного театрального проекта России - московско-польского мюзикла "Метро", как нарастает ажиотаж вокруг спектакля еще более дорогого и зрелищного, который скоро выйдет в Театральном центре на Дубровке, - теперь уже чисто российского мюзикла "Норд-Ост" по роману Вениамина Каверина "Два капитана"
"Споемте, друзья, ведь завтра в поход" (классика)
Нашествие мюзиклов на Москву можно считать требованием времени. Музыкальные жанры в театре и кино всегда развивались по законам противовеса - в эпохи кризисов людям нужна компенсация, инъекция оптимизма. Годы Великой депрессии в США - это золотой век мюзикла, бродвейского и голливудского. Годы Отечественной войны в СССР - это расцвет нашей музыкальной комедии. На ад окопов кино отвечало светоносным "Небесным тихоходом", Еропкиным на проводе и духоподъемной арией Сильвы, на послевоенную нищету - полемическим изобилием "Кубанских казаков". Общественный спрос на оптимизм в годы кризисов огромен. Приблизительно как в годы благополучия - спрос на ужастики и фильмы катастроф про затопления "Посейдонов" и пожары в небоскребах.
После нью-йоркской трагедии 11 сентября стало ясно, что подвиги новых Годзилл откладываются до лучших времен. Зато мэр Нью-Йорка призвал население еще чаще ходить в бродвейские театры. Точно так же после Чечни в России резко упал спрос на чернушную кровянку, по инерции проливаемую на экраны нашими горе-киношниками, зато заметно вырос интерес к комедии, мелодраме.
Афиши московских театров мюзиклами пестрят как никогда. Их ставят теперь взапуски: за "Метро" гонится "Норд-Ост", ему немедленно ответит "Нотр-Дам", и, по нашим сведениям, еще в двух-трех репетиционных залах Москвы актеры срочно учатся петь, бить степ, играть драму и на тромбоне, зависнув под колосниками на одной руке.
"Мы страна равнинная, нам ритм дается с трудом" (Марк Захаров)
Все эти закономерности были отмечены людьми, собравшимися за "круглым столом" в редакции "Известий". Говорили о новом мировом взлете уже похороненного было жанра мюзикла и о его экспансии в Россию. Участвовал зачинатель движения Марк Захаров, поставивший "Звезду и смерть Хоакина Мурьеты" и "Обыкновенное чудо" еще в те времена, когда все это немедленно было бы запрещено, если бы в ЦК узнали, что это - мюзиклы. Был Юлий Ким, автор "Бумбараша" и русского перевода "Нотр-Дам" для Московской оперетты. Один из авторов мюзикла "Норд-Ост" Георгий Васильев и его продюсер Александр Цекало. Специалист по менеджменту профессор РАТИ Юрий Орлов. Драматургия собрания сложилась идеальная: энтузиазм и уверенность излучали создатели спектакля - доброжелательный скептицизм воплощал Марк Захаров, на ниве мюзикла успешно съевший уже не одну собаку. Командовал парадом Сергей Коробков, художественный руководитель Театра Наций.
Собравшиеся констатировали, что родиной мюзикла были не только Штаты, но и СССР: на "Бродвейские мелодии" мы отвечали "Веселыми ребятами", на "Розали" - "Цирком", и Григорий Александров делал музыкальное кино не хуже Ллойда Бэйкона. Но высокие говорившие стороны так и не определили для себя и для других, что такое мюзикл. В США ясно: там мюзикл все, что поется, - от того, что у нас зовут опереттой, до рок-Иисуса и падающих люстр "Призрака оперы". Наш грядущий "Норд-Ост" содержит все признаки оперетты в стиле "Белой акации" (оптимистичный патриотизм и патриотический оптимизм, бьющих чечетку пилотов и машущих вслед боевых подруг). Там есть по-оперному пространные арии. Но обещают и чисто бродвейские спецэффекты с посадкой на сцену реального бомбардировщика, а также сюрприз в финале, который пока не выдают даже под журналистской пыткой. Стоимость проекта - 4,5 млн долларов, так что зрелище поражает воображение, еще не начавшись. В его основе - литература, с одной стороны, хорошая, с другой - советская. Музыка тоже выросла в родных пенатах - перед нами уникальный опыт, как выразился Сергей Коробков, прививки чужого жанра на нашу почву. И можно ожидать, в нем будет то, чего трагически не хватает мюзиклу американскому, - глубина и объем. Коробков напомнил: принцип Бродвея - ритм, ритм, ритм. Дубровке он предложил иную триаду: пульс, пульс, пульс.
Георгий Васильев обещал соединить в "Норд-Осте" западные принципы "театра одного спектакля" с традицией русского музыкального спектакля. Александр Цекало сообщил, что все делается правильно, по технологии, которая на Бродвее сложилась давно и обеспечила жанру устойчивый успех. Технология включает стационарность спектакля, который в буквальном смысле слова встроен в театральный зал и должен там играться ежедневно годами, пока ходит зритель. Высококлассное и уникальное техническое вооружение (звук, свет, движение декораций), которое даст зрелище, не имеющее равных на российской сцене. Наконец, мощную рекламную кампанию, свидетелями которой мы уже стали. Продюсер рассчитывает сыграть "Норд-Ост" в специально переоборудованном здании Театрального центра на Дубровке не менее семисот раз.
"Но у нас нет столько японцев!" (Марк Захаров)
Откуда возьмется столько зрителей, которые семьсот раз заполнят полуторатысячный зал, - ключевой вопрос проекта. Его авторы оптимистичны и здесь: они возлагают надежды на все ту же уникальность зрелища, которая сделает "Норд-Ост" московской достопримечательностью, наподобие ВВЦ. Марк Захаров, однако, усомнился слегка: "В Париже "Мулен-Руж" заполняют в основном японские туристы - где вы возьмете столько японцев?!" Но компания "Линк" все просчитала и уверена, что при доступных ценах спектакль сможет и себя окупить, и принести доход для новых проектов.
- У нас появилась возможность изучить технологии и сократить количество ошибок, которые совершают репертуарные театры, делая музыкальные спектакли, - сказал Александр Цекало. - Мы в пути, мы в процессе, мы ищем, мы попробуем быть первопроходцами. Первопроходцами были и театры оперетты, ставя идиотские спектакли типа "Товарищ Любовь". Не получилось. Они пытались вооружиться серьезной драматургией, но оперетта - это все равно австро-венгерская чушь. Мюзикл же во всем мире стал пиком театрально-музыкального конгломерата. Эстрада, барды, опера, драма - все сползлись, все сбежались, все в конце концов приходят к мюзиклу, который является вершиной айсберга масс-культуры. Мы делаем свою вершину. И я бью поклон тем, кто был предвестником. Все вместе - прорвемся!
|
|